ГлавнаяНовости компанийРынок трудаПоследний тренд на российском рынке труда: рост количества контрпредложений

Последний тренд на российском рынке труда: рост количества контрпредложений

27.01.2014 17:57:21

Как показали результаты исследования, в 2013 году количество контрпредложений выросло на 30% по сравнению с 2012 годом. Эта тенденция связана с общим ростом рынка труда и повышением внимания компаний к собственной эффективности. В ходе исследования выяснилось, что 66% опрошенных кандидатов хотя бы единожды в своей карьере получали контрпредложение, в то время как 64% опрошенных работодателей применяют эту практику в своей работе.

Кто достоин контрпредложения?

Согласно опыту работодателей, 42% от общего количества контрпредложений приходится на руководителей среднего звена - именно в случае этой категории сотрудников контрпредложение, как правило, принимается. Второе место по количеству контрпредложений (31%) занимают руководители высшего звена.

Если говорить об обязанностях, то чаще других компании пытаются любыми способами сохранить сотрудников отделов продаж (37%), специалистов инженерно-технического направления (18%), IT-персонал (16%) и сотрудников отделов маркетинга и PR (14%).

Мнение работодателя:

«Сотрудники рядовых позиций и - чаще - рабочих специальностей зачастую используют факт написания заявления об уходе как повод поговорить с руководителем, а не как состоявшееся решение об уходе. Часто, написав заявление, они его отдают и ждут, что руководитель сразу начнет с ними говорить, спрашивать, что случилось, предлагать остаться. И очень обижаются, если этого не происходит».

«Квалифицированные сотрудники - ресурс на вес серебра. «Провал» в бизнесе на этом звене будет дороже: несколько месяцев может уйти на поиск нового сотрудника, и даже высококвалифицированный новый сотрудник middle-менеджмента потратит первые полгода на адаптацию. В то время как лояльный к компании сотрудник, которому своевременно сделали контрпредложение, будет готов еще несколько лет работать при условии, что каждый год ему будет обещано повышение дохода на 10-15%».

Почему сотрудники не хотят оставаться?

Результаты исследования показали, что, несмотря на попытки работодателей сохранить важного для компании специалиста, более 60% сотрудников, решивших сменить место работы, отказались от контрпредложения.

Основной причиной, повлиявшей на отказ, стала потеря интереса к текущему месту работы (29%). Следом идут предложенные «старым» работодателем условия, которые оказываются хуже новых (18%). 16% специалистов придерживаются принципа «уходя - уходи» и принципиально не принимают контроффер.

Не видят перспектив компании и не верят в ее успех на рынке 14% опрошенных, а 11% сомневаются в контрпредложении и считают его всего лишь отсроченным уходом. Замыкают список решение сменить сферу деятельности (8%) и переход из национальной компании в иностранную (4%).

Согласно ответам респондентов, чаще всего контрпредложения принимают представители промышленной индустрии (25%) и рекламного бизнеса (24%).

Мнение сотрудника:

«Ценить специалиста нужно во время работы, а не в момент ухода, и если дело доходит до контрпредложения, значит, руководитель не справился: он просчитался и пытается исправить ситуацию».

Риски и скрытые угрозы контрпредложений

При попытке сохранить ценного специалиста компаниям приходится идти на вынужденные риски, которые могут впоследствии не оправдать затраченных усилий на удержание сотрудника. Так, опыт компаний-работодателей показал, что 59% работников, намеревавшихся покинуть текущее место работы и открыто заявивших об этом руководству, пытались намеренно манипулировать работодателем, преследовав при этом собственные цели. Сохранение специалиста может также привести к незапланированному увеличению фонда оплаты труда, - на это указали 42% респондентов.

Контрпредложение для одного сотрудника способно вызвать негативные настроения и нестабильность в остальном коллективе, - об этом предупредили 36% опрошенных.

33% работодателей сослались на неизбежное последующее увольнение сотрудника, которому изначально было предложено остаться. А 26% респондентов пожаловались на отсутствие мотивации сотрудника на дальнейшую эффективную работу в компании.

По мнению 41% сотрудников, после принятия ими контрпредложения ничего не меняется. После того, как 3% кандидатов приняли контрпредложение, компания стала искать им замену. Не исключают такого развития событий сами работодатели:7% из них честно признаются, что также начинают искать новых специалистов.

Последствия принятия контрпредложений

Примеры из практики

Инна Половиникова, ведущий менеджер по работе с клиентами:

«Я регулярно хожу на собеседования и специально получаю job offer от пары-тройки сторонних фирм, чтобы было с чем торговаться с текущим работодателем. Дело в том, что плановая индексация не отражает в должной мере изменение ситуации на рынке труда. В сфере продаж, особенно в секторе b2b, за успешных специалистов компании готовы предложить очень многое. Особенно, если это компании-конкуренты».

Николай Колесников, директор по франчайзингу в телекоммуникационной компании:

«В свое время ушел из компании по причине отсутствия индексации зарплаты на протяжении 2,5 лет. На момент моего решения уровень зарплат был ниже рынка на 20-25%. С работодателем тему индексации обсуждал неоднократно, однако результатов не было. После того, как принял предложение от конкурента с зарплатой в 2 раза превышающий текущий уровень, я получил контрпредложение от своего работодателя. Но данное решение руководителя было запоздалым. Если вас не слышит работодатель и экономит свои ресурсы за ваш счет, то не нужно тратить время, нужно двигаться дальше. На рынке труда достаточно возможностей для реализации за хорошую компенсацию».

Мнение экспертов

Николай Цаллагов, эксперт в области управления человеческим капиталом, генеральный директор Mirapolis:

«Результаты исследования показали, что основной причиной контрпредложений являются уникальные знания и навыки, которыми обладает специалист, более 40% респондентов отметили данный факт в качестве главного мотива. На втором месте — важные для компании проекты, над которыми работает сотрудник (37%). Трудности при поиске нового специалиста смущают 12% работодателей, которые считают замену персонала невыгодной для компании. Так что нередко работодателям приходится идти на крайние меры, чтобы удержать того или иного сотрудника в компании, т.е. сохранить его знания и компетенции.

Каким образом снизить зависимость работодателя от знаний конкретных сотрудников?

В западной практике ситуации, когда сотрудник является основным и часто единственным носителем того или иного знания/компетенции, случаются гораздо реже, чем в российской. Это связано с выстроенными процессами обмена знаниями, структурированной системой наставничества и непрерывного развития персонала.

Мы прогнозируем, что в перспективе 3-5 лет с развитием систем управления человеческим капиталом, степень зависимости работодателя от знаний конкретных сотрудников значительно снизится. В качестве основных мотивов к тому, чтобы сделать контрпредложение будут выступать совсем другие факторы».

Наталия Малышева, генеральный директор компании «АНКОР Бизнес решения»:

«Тенденцию увеличения количества контрпредложений на рынке труда в 2013 году можно напрямую связать с тем, что компании все больше задумываются над своей эффективностью. Именно эффективность становится ключевым понятием для бизнеса, а вовсе не расширение, территориальная экспансия или что-то еще. Эффективность компании напрямую зависит от качества работы сотрудников, и сегодня, больше чем когда-либо, компании пытаются удержать стоящего специалиста, потому что понимают, что на развитие и обучение нового работника потребуется слишком много времени.

Если анализировать плоскость контрпредложений в целом, то выяснится, что это не линейный персонал и не менеджмент самого начального звена. Контрпредложения сегодня участились непосредственно в сегменте менеджеров среднего звена. Для организации в условиях повышения эффективности бизнеса это очень серьезные потери. В растущем бизнесе ротация персонала в принципе выше, и компании, как правило, это учитывают. Когда компания работает на свою эффективность, то для нее особенно важны и ценны те сотрудники, которые в ней трудятся, понимают организацию и знают, как управлять процессами. Многие компании также сейчас «охотятся» именно за такими кадрами, причем стоимость их возрастает и для текущего работодателя, и для той компании, которая на них претендует. Сам по себе рекрутмент с точки зрения количества вакансий не растет, если только очень медленно и в определенных секторах рынка».


Об исследовании: в опросе приняли участие 9380 респондентов: 1010 представителей компаний-работодателей и 8370 сотрудников. Со стороны работодателей в опросе приняли участие представители HR-департаментов, а также топ-менеджеры, принимающие решения в области управления персоналом в российских (57%) и иностранных компаниях (43%). Мнением поделились работодатели, представляющие компании всех секторов рынка с разной численностью персонала-

С другой стороны, удалось опросить сотрудников компаний. Респондентами выступили все категории персонала: от специалистов до топ-менеджеров возрастом от 21 до 65 лет.

www.mirapolis.ru

Источник: Mirapolis

Похожие новости

Рынок труда
Надежные вебинары без сбоев: опыт компании СКБ Контур
Старейший российский разрабочик программного обеспечения автоматизировал систему обучения персонала с помощью продуктов Mirapolis 30.01.2014 21:10:46
Рынок труда
В продаже «Автомаркет 51» появились новые аксессуары для iPhone
В сентябре 2013 г. в продаже интернет-магазина автотоваров «Автомаркет 51» появились долгожданные новинки, а именно - новое поколение светящихся кабелей для зарядки гаджетов Apple. 13.01.2014 16:23:40
Рынок труда Фармацевтика и фармакология
GLOBALPAS внедрила новую методику оценки кандидатов на позиции топ менеджеров
Для получения глубинного анализа качеств соискателя, компания GLOBALPAS внедрила новую методику оценки кандидатов на позиции топ менеджеров, которая позволяет соотнести профиль кандидата с корпоративными ценностями компании. 13.12.2013 11:37:10

Маркетинговые исследования