ГлавнаяНовости компанийИнтернет бизнесТрансграничная торговля: Перспективы развития в 2014 году под знаком Правительства - «150 евро»

Трансграничная торговля: Перспективы развития в 2014 году под знаком Правительства - «150 евро»

17.03.2014 13:28:18

Transpack_eng_logo_big
Сейчас пора вносить коррективы и переписывать бизнес-планы компаниям дистанционной торговли, которые планировали выйти на российский рынок, и также компаниям посредникам.

Международные и российские аналитики, такие как Morgan Stanley, PWC, RBC, Data Insight, ЦСИ Enter оценивали рынок электронной коммерции в России как перспективный, ежегодный рост которого составляет 35-40%. За последний год объем покупок россиян в зарубежных онлайн-магазинах вырос вдвое - с 40-50 млрд. рублей в 2012 году до 100-120 млрд. в 2013-м. По данным аналитиков доля зарубежных покупок в онлайн-торговле России выросла за год с 10% до 20%.

Доминирующим игроком рынка доставки является «Почта России». Предприятие доставляет порядка 85% отправлений трансграничной торговли, остальные приходятся на экспресс-операторов. По статистике «Почты России» ежегодный рост отправлений из-за рубежа составляет 80%. Основные страны трансграничной торговли - США, Китай, Корея, Германия. Что касается Германии, то поток отправлений компаний дистанционной торговли, обрабатываемый официальным представителем ФГУП «Почты России» - компанией «ТрансПэк», - увеличился вдвое. Основная и быстро растущая категория отправлений - мелкие пакеты до 600 грамм. Посылки растут медленнее: + 60% в год. Для экспресс-отправлений цифры более скромные. Трансграничная и внутрироссийская интернет-торговля позволила экспресс-операторам сохранить тренд - рост порядка 23%, несмотря на нездоровую экономическую ситуацию в стране и отсутствия роста рынка транспортно-логистических услуг. Экспресс-операторы, осуществляющие cross border, - DHL, Fedex, UPS, SPSR, DPD.

Основные потребители услуг зарубежных интернет-магазинов в РФ сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге и составляют около 64%.

Интернет-магазины, пользующиеся популярностью у российских шопоголиков - Aliexpress.com, eBay, Amazon, Alibaba и Miniinthebox.com формируют до 25% трафика. Также на Яндекс маркет теперь можно покупать товары с европейских магазинов: Yoox.com, Apple, Mango, The Corner, Shoescribe.

По отчетам «Почты России» объем отправлений из Китая вырос с 8 до 17%, и в случае введения ограничений по беспошлинному ввозу данная динамика сохранится в виду того, что основными отправлениями являются мелкие пакеты со стоимостью вложения до 60 евро. Также китайские магазины при отправке мелкого пакета стараются не указывать стоимость товара, маркируя вложение как - образец/подарок, но скорее всего, ФТС перестанет пропускать подобные отправления.

Привычная форма покупок в зарубежных интернет-магазинах подходит к концу, и на горизонте появляются жесткие правила ввоза иностранных товаров для личного пользования. По заявлению министра финансов Антона Силуанова, на днях Правительственная комиссия поддержала законопроект об ограничении беспошлинной интернет-торговли. Минфин предлагает снизить порог беспошлинного ввоза до 150 евро и до 10 кг. «Окончательное определение параметров пошлин Минфин предлагает оставить за правительством», - добавил Силуанов. В конце января предложения Минфина поддержало и другое профильное ведомство - Минэкономразвития. «У нас были разногласия о цене отсечения, но в итоге согласовали цифру в 150 евро. Были предложения более радикальные, но они, с нашей точки зрения, являются избыточными», - сказал министр Алексей Улюкаев.

Мировая практика:

По данным аналитиков мировая трансграничная торговля к 2018 году вырастет в 3 раза. В России данный рост может составить до 5 раз, однако сопоставим показатели:

США - 34,1 миллиона покупателей и 40,6 миллиардов долларов США
Китай - 18 миллионов покупателей и 34,5 миллиардов долларов США
Великобритания - 16 миллионов покупателей и 14 миллиардов долларов США
Россия - 14 миллионов покупателей и 3 миллиарда долларов США

Для России причинами столь скоромных показателей являются: поздняя интернетофикация, медленный рост популярности кредитных карт, недоверие к интернет платежам. Однако стоит заметить что увеличение беспошлинного порога для всех операторов доставки в 2010 года с 225 евро до 1000 евро в месяц послужили стимулом роста cross-border в России.

В Австралии беспошлинный порог составляет 1000 долларов, в США 200 долларов. Однако есть страны, в которых лимит еще ниже, чем предлагаемый для введения в России. Это Бразилия и Турция. Бесплатно ввезти в Бразилию можно только товар на $40-45, а в Турцию - на $25. Весь Евросоюз установил ограничение на уровне €22.

В Украине можно получать посылки стоимостью до 300 евро, весом до 50 кг в сутки.

В России на один адрес можно беспошлинно получать товары до 1000 евро в месяц и общим весом до 31 кг в месяц (даже если стоимость не превышает 1000 евро в месяц, но посылок получено в общей сложности больше, чем на 31 кг, то с веса, который будет превышать 31 кг, взимается пошлина в размере 30% стоимости товара, но не менее 4 евро за один кг).

Однако не стоит забывать, что Россия является членом Таможенного союза и не считаться с мнением его участниками она не может. А ведь в Казахстане сейчас беспошлинно можно ввозить товары на сумму 1000 евро. Если Россия планирует вводить ограничения, то согласно ответу пресс-службы КТК, «в настоящее время Комитет таможенного контроля МФ РК не располагает информацией о возможном снижении норм ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, пересылаемых в международных почтовых отправлениях».

Почта Казахстана и правительство страны выступает категорически против снижения этого порога, поскольку местная почта только-только стала рентабельной, благодаря посылкам из зарубежных интернет-магазинов.

Можно только предположить, какие дополнительные возможности для развития интернет-бизнеса появятся в Казахстане.

Также возможно возрождение «челночного бизнеса» из Эстонии и Латвии, ведь ограничения для провоза личного груза составляет 10 000 евро.

Что же означают все эти цифры и как будет расти рынок в случае введения различного рода ограничений?

Сценарий №1: 150 евро и 10 кг в 1 руки, + 30% таможенная пошлина на превышающую сумму.

Подобное ограничение негативно скажется на коллективных покупках, стерев их как класс, ограничит деятельность посредников, таких как Shopotam, Shipito, Bay.ru, Kupinatao, Nazya.com, подорвав существующий бизнес mail forwarding. Для сохранения бизнеса перечисленным компаниям можно рассмотреть открытие филиалов в Казахстане, что позволит обойти ограничение.

Несмотря на то, что 30% от стоимости ввозимого товара увеличит цену покупки российского шопоголика, цена товара в европейском/азиатском магазине будет все же ниже, чем в российском магазине. Проблема российского ритейла в торговой наценке - порядка 100-800% к стоимости товара, что оставляет за трансграничной торговлей привлекательность покупок.

Для служб доставки это будет означать снижение темпов роста на 20% для «Почты России» и в 2 раза для экспресс-операторов. Однако если данное ограничение будет действовать по аналогии с Украиной и месячный лимит не будет зафиксирован на уровне 150 евро, то ожидается рост почтовых отправлений в 3 раза. Подобный рост приведет к перегрузке «Почты России» и развитию дешевых курьерских предложений по доставке мелких пакетов, в том числе и бурный рост заказов на получение в почтоматах и пунктах выдачи заказов.

Рост покупок сохранится благодаря русской практичности: в семье есть 2-3 человека, на которых можно оформить заказ. Однако при этом доставка экспресс-оператором будет для «семьи» очень дорогой. Если сравнивать, почтовая доставка из Европы и экспресс-доставка посылки до 1кг - 14 евро против 40 евро.

Мелкий бизнес российских интернет-магазинов поднимет цены на товары. В выигрыше будет Китай, потому что основные заказы приходятся на мелкие пакеты с товарными вложениями до 150 евро. Также подобное ограничение спровоцирует рост «серого потока» из Китая через границы Дальнего Востока и Казахстан. Ввиду востребованности подобных схем из поля зрения статистов Правительства и таможни выпадет до 40% заказываемых товаров в Китае.

Сценарий №2: 10% таможенный сбор на все виды отправлений.

Самый демократичный и прозрачный способ контроля и получения таможенных пошлин с ввозимых интернет-заказов. Без реализации ФТС электронной системы таможенных платежей подобный сценарий будет осуществим только для клиентов «Почты России», которые приходят получать заказы в почтовые отделения и смогут оплатить пошлины по предъявлению паспорта, но потребует кратного увеличения времени на оформление.

Система отслеживания и расчетов усложнит работу таможенных служб и экспресс - операторов. Если российские власти примут решение о том, чтобы снизить беспошлинный лимит стоимости посылок из-за рубежа до 150-ти евро, то для оформления отправлений таможенной службой и «Почтой России» потребуется новое программное обеспечение, чтобы автоматизировать этот процесс. Такое программное обеспечение может стоить от 5 до 7 млн. рублей.

Подобный сценарий вступает в противоречие с установленными правилами таможенного обложения товаров и коммерческих партий, где ставки принимаются исходя из кода товара по ВЭД классификации.

По мнению Натальи Казариной, Коммерческого директора ООО «ТрансПэк», ожидая законодательное изменение таможенного оформления заказов трансграничной торговли в мае - июле 2014 года, нужно готовиться к:

  1. Введению ФТС и запуску нового программного обеспечения, позволяющего идентифицировать получателя, отслеживать стоимость вложения посылки и осуществлять прием электронных платежей - налогов.
  2. Снижению беспошлинного порога (ждем решение Правительства - на сколько, и с какими ограничениями).
  3. Замедлению роста интернет покупок из Европы и США, будет характерное снижение среднего чека.
  4. Увеличению роста интернет-покупок из Китая.
  5. Развитию интернет - бизнеса в Казахстане.
  6. Распространению «серых схем» для мелких товарных партий, которые ранее ввозились на частных лиц.

Похожие новости

Интернет бизнес
Запущен сайт знакомств нового поколения Blabroom.com
В 2014 году в интернет-пространстве стартовал проект онлайн-знакомств нового уровня — Blabroom.com. Его разработчики заложили в основу результаты психологических исследований, благодаря чему поиск партнера стал проще, а процесс общения — легче и интереснее. 06.03.2014 23:51:59
Интернет бизнес
Satom.ru реализовал возможность создания почтовых ящиков на домене портала
С 13 мая 2014 года на портале Satom.ru появилась возможность создавать почтовые ящики на собственном домене. В каталоге портала содержится информация о более чем полумиллионе различных товаров и услуг от 8000 компаний. 17.07.2014 13:40:10

Маркетинговые исследования