ГлавнаяНовости компанийДеловое изданиеИстощение природного капитала создает серьезную угрозу для бизнеса

Истощение природного капитала создает серьезную угрозу для бизнеса

26.05.2014 16:00:43

Ndc2_big
Для организаций, которые будут игнорировать этот вопрос и не смогут приспособить свою бизнес-модель к экономической реальности истощения природного капитала, кризис может выразиться в снижении доходов, а в худшем случае встанет вопрос о дальнейшей работе компании.

Каждый год мы тратим на 50% больше ресурсов, чем планета может восстановить за этот период (согласно данным Международного фонда дикой природы). Если мы ничего не предпримем, то к 2030 году для существования нам будет нужен природный капитал, объем которого эквивалентен двум планетам Земля. Однако, несмотря на многочисленные научные доказательства грядущего кризиса, до сих пор превалируют принципы ведения бизнеса исходя из ошибочного представления о неограниченности ресурсов. Согласно данным Объединения по проблемам природного капитала, 100 самых серьезных экологических последствий человеческой деятельности ежегодно обходятся мировой экономике примерно в $4,7 трлн.

«Истощение природного капитала определенно станет одной из самых острых проблем бизнеса в XXI веке. При этом многие предпочитают не замечать этой проблемы, и бизнес-лидеры продолжают ориентироваться на задачи ближайшей перспективы, обращаясь с природными ресурсами так, будто их запас бесконечен, - заявляет Сандра Рапациоли (Sandra Rapacioli), глава подразделения исследований в области устойчивого развития, CIMA. - Учет природного капитала - задача не из легких. Однако то, что это трудно, еще не означает, что этим не нужно заниматься. Мы призываем финансовых специалистов прямо сейчас предпринять необходимые шаги для того, чтобы включить учет природного капитала в процессы стратегического планирования и принятия бизнес-решений, прежде чем такие меры примут нормативный характер. Финансисты обладают необходимыми навыками и уровнем влияния, для того чтобы показать [руководству своей компании] связь между природными ресурсами, коммерческими возможностями, бизнес-рисками и, в конечном итоге, финансовыми показателями».

В мае 2014 года был опубликован отчет «Природный капитал: очевидность, упускаемая из виду» (Accounting for Natural Capital: The Elephant in the Boardroom), подготовленный Институтом присяжных бухгалтеров в области управленческого учета (The Chartered Institute of Management Accountants, CIMA) совместно с компанией «Эрнст энд Янг» (Ernst & Young, EY), Международной федерацией бухгалтеров (International Federation of Accountants, IFAC) и объединением по проблемам природного капитала Natural Capital Coalition.

Авторы документа обращают внимание бизнеса на проблему отсутствия полноценного учета природного капитала в современных компаниях и призывают специалистов финансовой сферы предпринять решительные меры в этой области ради будущего своих компаний.

В 2013 году компания Unilever сообщила о том, что воздействия изменений климата, в виде засухи и наводнений, обходятся ей в 300 млн евро в год. Чтобы не потерять конкурентоспособность, компании должны быть нацелены на устойчивое развитие. Организации, которые раньше других займутся учетом рисков, связанных с использованием ими природного капитала, и воспользуются открывшимися возможностями для инноваций и управления рисками, преуспеют. А те компании, которые сейчас бездействуют, в будущем понесут убытки в виде роста производственных затрат, рисков в цепи поставок и ущерба для репутации компании.

«Использование природного капитала - это уже не беспредметный вопрос, а реальная проблема, которая находит отражение во множестве аспектов бизнеса, таких как рост выручки за счет реализации новых возможностей, управление маржей в условиях повышения производственных затрат, репутация компании в контексте процесса управления рисками и т.д.», - говорит Стив Лэнг (Steve Lang), партнер отдела услуг в области устойчивого развития компании EY.

По мнению Генерального директора IFAC Файез Чоудхури (Fayez Choudhury), «учет природного капитала должен стать сферой особого внимания специалистов учета, для того чтобы с их помощью компании могли реагировать на риски, связанные с изменением климата и другими внешними факторами, влияющими на устойчивость организаций, рынка и всего общества. Специалисты учета, многие из которых занимают в своих организациях ведущие должности, играют центральную роль в подготовке этих организаций к внедрению фактора природного капитала в процесс принятия решений».

Специалисты финансовой сферы, особенно те, кто занимает ведущие должности, должны уже сейчас предпринять шаги, чтобы в будущем быть готовыми к преодолению трудностей, которые неотвратимо будут возникать перед организациями по мере истощения естественных ресурсов нашей планеты. Необходимо:

  • поднять вопрос природного капитала как стратегическую проблему, привести аргументы руководству компании в пользу важности этого вопроса;
  • провести количественную, а по возможности и финансовую оценку вложений природного капитала и получаемых результатов;
  • включить фактор природного капитала в процесс принятия решений;
  • участвовать в обсуждениях, связанных с бизнесом и природным капиталом, например, внести свой вклад в развитие проекта Natural Capital Protocol;
  • выработать у сотрудников навыки учета природного капитала.

«Отчет с очевидностью показывает, что компании, которые не смогут приспособиться к условиям ограниченных ресурсов и растущей необходимости в устойчивом росте, потеряют свою конкурентоспособность, ведь в результате все более строгого законодательства, ограниченных поставок и влияния фактора потребительского выбора станет понятна истинная ценность этих ресурсов», - делится Доктор Дороти Максвелл (Dorothy Maxwell), исполнительный директор Natural Capital Coalition

Подробнее ознакомиться с отчетом можно по адресу: www.cimaglobal.com/naturalcapital

Похожие новости

Деловое издание
На ECR компания Retail Solutions будет председательствовать на заседаниях «круглого стола»
Участники конференции смогут воспользоваться коллективным опытом ведущих российских компаний розничной торговли и зарубежных производителей товаров широкого спроса. 17.02.2014 06:17:15

Маркетинговые исследования