Среди причин потери спроса на услуги украинских перевалочных мощностей аналитики компании "УкрАгроКонсалт" отмечают: низкие льготные тарифы, введенные Россией в этом году в рамках стимулирования экспорта, начало эксплуатации новых портовых комплексов на территории РФ, а также снижение на 50% ж.д. тарифов в направлении портов. Кроме всего, в этом сезоне Украина, получив высокий урожай зерновых, активно загружает собственные порты, через которые проходит более 90% экспортных отгрузок.В целом азово-черноморские порты России в последние годы стали активно развиваться, что обусловлено строительством новых терминалов и увеличением объемов перевалки зерновых. По итогам 1 квартала 2009 года Россия нарастила экспорт своих грузов через собственные морские порты на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Транзит российских зерновых грузов через украинские порты с начала 2009 года сократился в 18-19 раз.Несмотря на уменьшение спроса на транзит российского зерна морские порты Украины увеличили показатели чистой прибыли в несколько десятков раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В целом за I квартал 2009 г. (январь-март) чистая прибыль портов Украины выросла в четыре раза. Однако совокупный грузооборот портов, наоборот, упал с января по март на 20%. Источником значительного роста доходов и прибыли портов, к сожалению, стали повышение тарифов на погрузо-разгрузочные работы (на 44%), увеличениепортовых сборов, а также сборов и плат с судовладельцев (на 58%).Все эти факторы способствовали уменьшению конкурентоспособности украинских портов. По мнению УкрАгроКонсалт, чтобы повысить престиж портов, им следует предоставить право самостоятельного представления скидок к портовым сборам и платам в зависимости от текущей рыночной ситуации и перспектив грузопотоков.