ГлавнаяНовости компанийКультура и искусствоИсследование рынка потребительского кредитования в России в 2008 г. - I полугодии 2009 г.: текущее состояние и перспективы развития

Исследование рынка потребительского кредитования в России в 2008 г. - I полугодии 2009 г.: текущее состояние и перспективы развития

26.08.2009 00:00:00

По данным ЦБ РФ, размер задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам всеми банками РФ, вырос за 2008 г. на 35% и на конец года составил 4,0 трлн. руб. Сжатие кредитного предложения для частных лиц наблюдалось уже в IV квартале 2008 г. Объем выданных населению кредитов за IV квартал 2008 г. составил 640 млрд. руб., т.е. всего 15,7% от годового объема кредитов. Потребительское кредитование (кредитование физ. лиц за вычетом ипотеки и автокредитования) составляет наибольшую часть рынка кредитования физ. лиц - 69,2% по объему выданных кредитов и 50% по объему задолженности в 2008 г.В 2008 г. динамика рынка потребительского кредитования замедлилась: объем портфеля потребительских кредитов вырос на 17%, достигнув по состоянию на 1 января 2009 г. 2 трлн. руб., а объем выданных за 2008 г. потребительских кредитов увеличился лишь на 13% до 2,81 трлн. руб.

С I по III квартал 2008 г. - наблюдался рост задолженности по потребительским кредитам, в течение IV кв., - сокращение. На конец первого полугодия 2009 г. портфель потребительских кредитов сократился на 9,7% относительно начала года, составив при этом 1803 млрд. руб. по состоянию на 1 июля 2009 г. В начале 2008 г. рублевый кредит на неотложные нужды в среднем обходился заемщику в 18% годовых в рублях и 15% в валюте. В начале же 2009 г. стоимость рублевых кредитов выросла в среднем до 25% годовых. Удельный вес просроченной задолженности по кредитам физическим лицам увеличился за 2008 год с 3,2% до 3,7%. Лидером по доле просроченных потребительских кредитов по состоянию на 1 апреля 2009 г. был банк "Ренессанс Капитал" (28,7%).Почти половина (47,4%) всех потребительских кредитов, выданных в течение I полугодия 2009 г. в России, пришлась на Сибирский федеральный округ, почти четверть (23,7%) - на Центральный ФО, 9,6% - на Приволжский ФО.

По расчетам Discovery Research Group, произведенным на основе данных о беззалоговых кредитных портфелях банков, совокупная доля тройки лидеров рынка беззалогового потребительского кредитования составляет 24,6%: в т.ч. доля Сбербанка - 15,3%, Русского Стандарта - 5,6%, ВТБ 24 - 3,7% Доля сегмента экспресс-кредитов в объеме российского рынка потребительского кредитования в 2008 г. оценивается приблизительно в 2,2%. По данным портала Realtypress.ru, за время кризиса общий объем кредитов в розничных торговых сетях сократился более чем на 30%, до 60 млрд. рублей. Всего за один год рынок экспресс-кредитования в розничных сетях кардинально сменил своих лидеров. В середине 2009 года ситуация на рынке экспресс-кредитования выглядела следующим образом: вместо банка "Русский стандарт" тройку лидеров возглавил ХКФ Банк, доля которого составила 44% (или 27,1 млрд. руб.); на втором месте оказался ОТП-банк, который консолидирует 14,5% (9,1 млрд. руб.); на третьем - Русфинансбанк с долей 12,1% (7,4 млрд руб.).

Образовательные кредиты - самый молодой сегмент рынка потребительского кредитования. В настоящее время его доля невелика - около 1%, однако, по мнению экспертов, потенциал у этого сегмента достаточно высокий. Сбербанк и БСЖВ в настоящее время можно назвать лидерами на рынке образовательных кредитов. В 2008 г. на кредитные карты приходилось около 7,5% от всего объема потребительских кредитов в России. Так, по оценке FrankRG, в 2008 году суммарный портфель "пластиковых кредитов" (с учетом просрочки и секьюритизации) вырос на 31 млрд рублей: с 194 до 225 млрд. рублей. 2008 год внес изменение в расстановку сил на рынке кредитных карт. Прежде всего наблюдалось падение карточного портфеля и, как следствие, рыночной доли лидера рынка - "Русского Стандарта" до 36,5%. Долю рынка, потерянную "Русским Стандартом",захватили государственные банки и "дочки" иностранных банковских групп: "Ситибанк", "ВТБ24", "Альфа-Банк", отчасти Сбербанк. Существенно улучшили свои позиции в сегменте кредитных карт в 2008 г. банки ВТБ 24, "Тинькофф" и Промсвязьбанк. Как отмечают эксперты, с середины весны 2009 г. крупные российские банки и дочки западных банков возвращаются к активному продвижению кредитных карт. В целом, сегмент кредитных карт, в отличие от других видов потребительского кредитования, в начале сложного по всем прогнозам 2009 года выглядит достаточно прилично. Несомненно, кризис ликвидности отразился на всех сегментах банковской деятельности, в том числе и на кредитных картах, однако из всех кредитных розничных продуктов кредитные карты пострадали от кризисав меньшей степени.

Discovery Research Group г.Москва, ул.Беговая, д.15, оф.38 www.drgroup.ru boltavin@drgroup.ru +7 495 945-88-68 Контактное лицо: Болтавин Александр Подписаться на новости компании

Похожие новости

Культура и искусство
Мария Гузеева примерила на себя роль «Амели»
Актриса Мария Гузеева на несколько дней слетала в Париж. Город влюблённых встретил девушку прохладной погодой и даже попытался напугать её сильными дождями. 22.10.2013 15:22:43
Культура и искусство
Неукротимая Даша следопыт помогает детям
С помощью игры Даша следопыт детишки могут обучиться основным принципам письменности, арифметики и логики в форме игры. Эта игра очень познавательная и увлекательная. Благодаря постоянному развитию технологий сегодня родители имеют прекрасные техники обучения. Сейчас родителям уже не приходится часами проводить время с ребёнком за объяснением того, почему два плюс два равняется четырём или в чём отличия между разными кубиками. 25.01.2014 02:53:57
Культура и искусство
3 мая в Москве пройдёт концертное мероприятие, направленное на межкультурное сближение людей
Межрегиональное Общественное Движение «Сахаджа Йога» совместно с группой «Кайлаш» проводят культурное мероприятие, цель которого- сближение людей разных национальностей на базе их общих ценностей и ознакомление с методами, позволяющими улучшать свои нравственные качества. Основной лозунг события: «Развитие культуры, нравственности, искусства и вечных ценностей человека — начнём с себя». 11.04.2014 03:15:11

Маркетинговые исследования