Елин В.А., Председатель совета директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG), кандидат технических наук.
Интервью для компании «Альта Софт»
1. Владимир Александрович, 9 марта СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» произвел таможенное оформление и выпуск электронной грузовой таможенной декларации (ЭГТД) с применением технологии «удаленного выпуска». Расскажите, пожалуйста, в чем особенности данной технологии, как она работает, и каковы ее основные преимущества.
Ответ: Сначала немного истории об электронном декларировании. Попытки создать систему электронного декларирования (ЭД) в России ведутся не первый год. Первым опытом можно считать эксперимент по оформлению ЭД в ноябре 2002 года. Как раз, в начале 2002 года, был принят Закон об электронной цифровой подписи (ЭЦП), и лишь в конце того же года робкие попытки оформить первую в истории ЭД торжественно состоялись на таможенном посту «Каширский МЮТ ЦТУ» в г. Москве.
Прошло, примерно, еще два года и в июле 2004 года, на Чертановском таможенном посту в Москве, начала действовать автоматизированная система электронного декларирования. Затем, в течение нескольких лет, система электронного декларирования, больше похожая на систему электронного информирования, по словам специалистов, действовала на всё больших территориях Российской Федерации. Но, действительно инновационным и массовым, ЭД становится после выхода в свет программы для электронного декларирования «ГТД ПРО»( от компании «Альта Софт») в сочетании с программой информационной защиты " Крипто-ПРО CPS". Тогда же становится возможным использование так называемой версии ЭД-2 для работы участников ВЭД по открытым интернет каналам через уполномоченных информационных операторов с ГНИВЦ ФТС РФ и подразделениями Таможен. В настоящее время, наряду с нашими партнерами — компанией «Альта Софт», СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» является сертифицированным информационным оператором для передачи ЭД-2 в таможенные органы с учетом использования ЭЦП и системы скоростных расчетов таможенных платежей «Зеленый Коридор».
9 марта 2010г. СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG) и компания «Онтэкс РУ» на территории ПЛК «Северное Домодедово» в Московской области, в рамках таможенного оформления осуществили процедуру удаленного выпуска социально значимого товара, перевозимого автомобильным транспортом через Государственную границу Российской Федерации в г. Смоленске. Автомобиль зарубежного перевозчика с импортным товаром был размещён на СВХ «Транзит-С» в зоне деятельности «Заднепровского» таможенного поста Смоленской таможни, который осуществлял фактический таможенный контроль. Регистрация электронной ГТД (ЭГТД), документальный контроль и выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения были произведены Каширским таможенным постом Ногинской таможни Центрального таможенного управления в Московской области.
Вся процедура от момента пересечения Государственной границы до момента выпуска товарной партии в свободное обращение (контроль документов при прибытии автомобиля на СВХ «Транзит-С», оформление и выдача подтверждения о прибытии транспортного средства, завершение процедуры ВТТ, подача электронной декларации через Интернет по технологии ЭД-2, проверка достоверности документов, сверка информации, указанной в товаросопроводительных документах, проверка условий выпуска товаров, списание причитающихся уплате таможенных платежей, выпуск и проставление отметок на транспортных документах), была осуществлена всего за 33 минуты.
Преимущества технологии ЭД-2 очевидны. Теперь, фактически любой участник ВЭД, при наличии определенных навыков и знаний, сможет проводить оформление товаров по импорту и экспорту из собственного офиса через Интернет в увязке со скоростной системой проводок таможенных платежей «Зелёный Коридор».
2. Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития процедуры удаленного выпуска, насколько популярна будет данная технология в ближайшее время и кто ее основные «потребители»?
Ответ: Удаленный выпуск это квинтэссенция электронного декларирования и заветная мечта Федеральной таможенной службы, Правительства РФ, Министерства транспорта РФ. Дело в том, что в рамках Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, разработанной ФТС РФ основной упор делается на современные технологии в таможенной логистике и, в соответствии с этим, появляются новые методы работы с импортными грузами участников ВЭД, таким как: удаленный визуальный и аппаратный досмотр, удаленный выпуск, и т.д. При таможенной очистке на Государственной границе, в частности, автомобильные грузопотоки становятся оптимальным по автодорожной сети Российской Федерации, исчезают дополнительные затраты у участников ВЭД в логистической цепочке поставок импортного товара на территорию РФ к потребителю. Так что данная процедура — удаленный выпуск — будет набирать всё больше популярности по мере отработки и совершенствования данной технологии и внедрения её для более сложных групп товаров, к которым можно отнести: скоропортящиеся продукты, фармацевтические компоненты и ряд других товаров требующих дополнительной проработки в месте удаленного выпуска. Круг потребителей процедуры удаленного выпуска товара поступающего по импорту в Российскую Федерацию поистине безграничен. Это участники ВЭД и внешнеторговые объединения, поставляющие до 80% всего импорта в Россию, при этом распыленные по всей нашей необъятной стране, от крупных мегаполисов до провинциальных городов и поселков. Данная технология коренным образом меняет отношение к таможенной очистке, и к постоянному присутствию участников ВЭД в гуще событий, ранее сопровождавших этот непростой процесс.
3. Какие таможни оснащены необходимым оборудованием и готовы осуществлять удаленный выпуск?
Ответ: Данный эксперимент проводится по всей территории Российской Федерации, согласно списку ФТС РФ туда входят большое количество приграничных таможен, сегодня их около 60. В рамках Каширского таможенного поста, к которому прикреплен СВХ ЗАО «Смарт Лоджистик Групп», удаленный выпуск планируется отрабатывать на Смоленской, Брянской и Выборгской таможнях, фактически закрывающие большую часть направлений импортных поставок из Европы в Россию. Многие из приграничных таможен начали свое оснащение и модернизацию электронного оборудования и программного обеспечения еще с ноября 2008 года, когда вышел Приказ ФТС РФ № 1430. В настоящее время отрабатываются процедуры удаленного выпуска, корректируются и совершенствуются программы, обеспечивающие данный выпуск, а так же отрабатываются методики данного процесса.
4. Какие действия нужно предпринять участнику ВЭД для того, чтобы выпускать товары удаленно? (какое ПО, с кем заключить договор: с информационным оператором / таможенным брокером и т.п.)
Продолжение интервью читайте на сайте: