- Содержание учебного материала должно иметь бо́льшую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, мы рискуем ее «усвояемостью», ведь неиспользованная информация быстро забывается. Поэтому преподавать всем детям то, в чем каждый из них при необходимости будет специализироваться в институте, считаю нецелесообразным. Я вовсе не повторяю модные сегодня призывы к примитивизации среднего образования. Просто содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества.
А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы[1], проектная деятельность.
И здесь мы вплотную подходим ко второй проблеме. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Раньше обучение было более унифицированным. На изучение каждой темы, будь то простые дроби или литература эпохи Возрождения, давалось определенное количество часов, и этот план учитель обязан был выполнить. Сейчас он имеет право варьировать изучение программы, делать его более ориентированным на возможности и интересы ребенка.
И все же очень сложно обеспечить индивидуальный подход к обучению, учитывать склад ума каждого ученика, его способности к восприятию и умственной обработке информации, когда в классе 25-30 человек. Поэтому я считаю, что прообраз школы будущего - это именно частные школы.
Что же касается современных тенденций, то сегодня школа соответствует целям опережающего развития, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, мотивации к образованию и самообразованию.
- Прежде всего это индивидуальное обучение в коллективе. Небольшие классы из 10-12 учеников, каждый из которых может рассчитывать на дополнительные консультации и помощь учителя в усвоении материала.
до Барби», посвященный истории кукол. Таким образом, детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы.
- Как показывает практика, индивидуальный подход дает очень хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Кроме того, в школе учебный процесс сопровождают психологи и логопеды, чтобы при необходимости корректировать нагрузку учащихся, облегчать их контакт с учителями. Мы проводим групповые психологические тренинги, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, поддерживаем тесный контакт с родителями.
- Дело не только в дефектах речи. Во-первых, для части учеников русский язык не является родным. Во-вторых, есть дети с нарушением фонематического слуха[4]. Это создает определенные проблемы при изучении как русского, так и английского языка. Наконец, есть достаточное количество детей, у которых поставлены не все звуки, о чем вы и спрашивали. Так что работы логопеду хватит в любой школе.
- Да, это действительно проблема. Мы, чтобы решить ее, ввели полупансион, то есть дети находятся в школе с 8.00 до 20.00, и уроки они делают тут же под присмотром преподавателей.
- Об этом нет и речи. Перегружать детей учебными занятиями ни в коем случае нельзя. На этот счет существуют нормативы, которых мы придерживаемся. Например, в младших классах на школьное обучение отводится 20 часов в неделю и 1-1,5 часа в день - на приготовление домашних заданий. С возрастом количество часов увеличивается. В старших классах уроки занимают 32 часа в неделю, а домашние задания - 2-2,5 часа в день.
В свободное время дети могут заниматься в различных кружках по интересам, спортивных секциях. К примеру, в нашей школе есть большой и малый теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, театральная и музыкальная студии.
Кроме того, мы проводим развивающие командные игры, различные соревнования. Систематически организуем экскурсии по Москве, посещаем музеи. Есть специальная программа музейной педагогики и отдельный курс «Третьяковская галерея» для учеников 2-6 классов. Принимаем участие во встречах с известными писателями и поэтами, которые регулярно проводятся в московских библиотеках.
Не должна замирать школьная жизнь и в период летних каникул. Например, в конце июня - начале июля мы проводим ежегодную стажировку по английскому языку, которая включает в себя учебу и ознакомительную экскурсионную программу в англоговорящие страны: Великобританию, Шотландию, на Мальту и т.д. Ездим в основном в международные лагеря. Конечно, условия там не эксклюзивные, но зато моментально снимается языковой барьер. Ведь дети общаются со своими сверстниками из разных стран, разговаривать с которыми могут только на английском языке. Как показывает практика, ребята начинают свободно общаться уже через неделю.
- В школе организовано 3-разовое питание. Проводится анкетирование. Если у кого-то из родителей возникают какие-либо вопросы или сомнения, мы приглашаем их покушать вместе с нами. И все вопросы сразу снимаются.
Питаются у нас все вместе - и дети, и учителя. Действует 20-дневное меню, так что с разнообразием блюд все в порядке. Конечно, ни о каких полуфабрикатах не может быть и речи. И еще: добавки у нас приветствуются.
- Скажу без тени лукавства: конфликтов на материальной почве у нас не бывает в принципе. А объясняется это очень просто. Дети всегда вместе и постоянно чем-то заняты. Во многих наших кружках и секциях (в том числе спортивных) нет разделения по возрастам, что способствует дружбе, развитию командного духа, привычке помогать друг другу. И тогда все остальное отходит на второй план. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что дети проводят в школе целый день, а не только время уроков.
Конечно, семья есть семья, и полностью оставить за воротами школы то, что происходит дома, дети не могут. Особенно тяжело они переживают конфликты между родителями. К сожалению, в последние годы это явление приобретает масштабы эпидемии и вызывает серьезную тревогу. Дети всегда реагируют на ссоры и развод очень остро и болезненно, замыкаются в себе, их поведение подчас становится неадекватным. Мы стараемся уделять таким ученикам особое внимание, подключаем психолога, помогаем им преодолеть непростой период в их жизни. Но, конечно, лучшее лекарство от любых психологических травм ребенка - мир в семье.
- Зачисление в 1-й класс проводится после беседы с логопедом и психологом. Мы смотрим, как физически и психологически готов ребенок к школе. Даем рекомендации родителям на лето. За год до школы мы советуем отдавать детей в подготовительную группу садика, где занятия проводит учитель будущего 1-го класса.
Дошкольная подготовка помогает ребенку освоиться в коллективе, получить основные коммуникативные навыки. Именно поэтому при гимназии работает детский сад. Вообще я придерживаюсь мнения, что ребенку вполне достаточно одного года дошкольной подготовки. В более раннем возрасте предпочтительнее домашнее воспитание.
- От силы неделю, потом вливаются: атмосфера у нас очень дружелюбная. А небольшая наполняемость классов и индивидуальные консультации позволяют очень быстро подтянуть ученика до уровня стандарта усвоения программы.
Детей, которые учились на «4» и «5», мы принимаем без экзаменов. Если есть хотя бы одна тройка, то проводим тестирование по русскому языку, математике и английскому языку. Если провального отставания (например, когда нужно наверстывать целый год) нет, то мы примем ребенка. Конечно, в том случае, если у нас есть свободные места.
- Конечно, существует, ведь люди иногда перебираются с места на место. Но в целом не более 10%. Сказать, что дети, попавшие от нас в государственную школу, совсем не ощущают никакого дискомфорта, я не могу. Поначалу они немного теряются, так как там ученики значительно в большей степени предоставлены сами себе. Но адаптация происходит довольно быстро. Одно могу сказать точно: уходя от нас, дети никогда не снижают свою успеваемость.
есть подробная статистика по выпускам за последние девять лет.
- Радости. Это очень большой праздник для каждого учителя. Мы с нетерпением ждем наших ребят с каникул и, конечно же, новых маленьких друзей. В школе закончен капитальный ремонт, она стала втрое просторнее и намного комфортабельнее. Планируются и нововведения в учебном плане. Например, с этого года мы начинаем изучение нового и необыкновенно интересного курса «История религий». Будем продолжать участвовать в городских и районных олимпиадах и различных ученических конкурсах, где мы всегда выступаем с успехом. Откроет новый сезон школьная театральная студия. Одним словом, в этом году, как и всегда, 1 сентября жизнь начинается снова.
Интервью подготовлено пресс-службой гимназии «Доверие»
Элективные курсы (от латинского electus, «избранный») - это обязательные для изучения курсы, направленность которых ученик выбирает самостоятельно. Например, математическая статистика или «бизнес-английский». Важно, чтобы они не повторяли программу базового среднего образования.
Образовательная система «Школа 2100» - первый и на данный момент единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.
Традиционная и широко распространенная народная кукла, которую дети часто делали сами. Основой фигурки были сложенные крест-накрест и перевязанные ниткой палочки, лучинки или свернутые кусочки материи.
Фонематический слух - распознавание (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, необходимое для понимания смысла сказанного. При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения чтению и письму.