ГлавнаяНовости компанийОбразование и наука1 сентября жизнь начинается снова

1 сентября жизнь начинается снова

24.08.2010 17:12:32

- Содержание учебного материала должно иметь бо́льшую практическую направленность. Излишне расширяя и усложняя базовую программу, мы рискуем ее «усвояемостью», ведь неиспользованная информация быстро забывается. Поэтому преподавать всем детям то, в чем каждый из них при необходимости будет специализироваться в институте, считаю нецелесообразным. Я вовсе не повторяю модные сегодня призывы к примитивизации среднего образования. Просто содержание учебного материала должно быть общим для всех лишь в той мере, в какой это необходимо для формирования функциональной грамотности, общекультурной компетентности и единой системы ценностей. Без решения проблемы избыточности и чрезмерной наукоемкости среднего образования невозможно достичь его нового качества.

А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ребенка в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы[1], проектная деятельность.

И здесь мы вплотную подходим ко второй проблеме. Чтобы правильно и своевременно выявить наклонности ребенка, понять его интересы, подтолкнуть в нужном направлении, необходим индивидуальный подход. Раньше обучение было более унифицированным. На изучение каждой темы, будь то простые дроби или литература эпохи Возрождения, давалось определенное количество часов, и этот план учитель обязан был выполнить. Сейчас он имеет право варьировать изучение программы, делать его более ориентированным на возможности и интересы ребенка.

И все же очень сложно обеспечить индивидуальный подход к обучению, учитывать склад ума каждого ученика, его способности к восприятию и умственной обработке информации, когда в классе 25-30 человек. Поэтому я считаю, что прообраз школы будущего - это именно частные школы.

Что же касается современных тенденций, то сегодня школа соответствует целям опережающего развития, предполагает не только передачу знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, мотивации к образованию и самообразованию.

- Прежде всего это индивидуальное обучение в коллективе. Небольшие классы из 10-12 учеников, каждый из которых может рассчитывать на дополнительные консультации и помощь учителя в усвоении материала.

до Барби», посвященный истории кукол. Таким образом, детям с самого начала обучения прививаются навыки самостоятельной творческой работы.

- Как показывает практика, индивидуальный подход дает очень хорошие результаты и существенно облегчает обучение. Кроме того, в школе учебный процесс сопровождают психологи и логопеды, чтобы при необходимости корректировать нагрузку учащихся, облегчать их контакт с учителями. Мы проводим групповые психологические тренинги, в которых участвуют не только ученики, но и педагоги, поддерживаем тесный контакт с родителями.

- Дело не только в дефектах речи. Во-первых, для части учеников русский язык не является родным. Во-вторых, есть дети с нарушением фонематического слуха[4]. Это создает определенные проблемы при изучении как русского, так и английского языка. Наконец, есть достаточное количество детей, у которых поставлены не все звуки, о чем вы и спрашивали. Так что работы логопеду хватит в любой школе.

- Да, это действительно проблема. Мы, чтобы решить ее, ввели полупансион, то есть дети находятся в школе с 8.00 до 20.00, и уроки они делают тут же под присмотром преподавателей.

- Об этом нет и речи. Перегружать детей учебными занятиями ни в коем случае нельзя. На этот счет существуют нормативы, которых мы придерживаемся. Например, в младших классах на школьное обучение отводится 20 часов в неделю и 1-1,5 часа в день - на приготовление домашних заданий. С возрастом количество часов увеличивается. В старших классах уроки занимают 32 часа в неделю, а домашние задания - 2-2,5 часа в день.

В свободное время дети могут заниматься в различных кружках по интересам, спортивных секциях. К примеру, в нашей школе есть большой и малый теннис, плавание, легкая атлетика, гимнастика, борьба, футбол, театральная и музыкальная студии.

Кроме того, мы проводим развивающие командные игры, различные соревнования. Систематически организуем экскурсии по Москве, посещаем музеи. Есть специальная программа музейной педагогики и отдельный курс «Третьяковская галерея» для учеников 2-6 классов. Принимаем участие во встречах с известными писателями и поэтами, которые регулярно проводятся в московских библиотеках.

Не должна замирать школьная жизнь и в период летних каникул. Например, в конце июня - начале июля мы проводим ежегодную стажировку по английскому языку, которая включает в себя учебу и ознакомительную экскурсионную программу в англоговорящие страны: Великобританию, Шотландию, на Мальту и т.д. Ездим в основном в международные лагеря. Конечно, условия там не эксклюзивные, но зато моментально снимается языковой барьер. Ведь дети общаются со своими сверстниками из разных стран, разговаривать с которыми могут только на английском языке. Как показывает практика, ребята начинают свободно общаться уже через неделю.

- В школе организовано 3-разовое питание. Проводится анкетирование. Если у кого-то из родителей возникают какие-либо вопросы или сомнения, мы приглашаем их покушать вместе с нами. И все вопросы сразу снимаются.

Питаются у нас все вместе - и дети, и учителя. Действует 20-дневное меню, так что с разнообразием блюд все в порядке. Конечно, ни о каких полуфабрикатах не может быть и речи. И еще: добавки у нас приветствуются.

- Скажу без тени лукавства: конфликтов на материальной почве у нас не бывает в принципе. А объясняется это очень просто. Дети всегда вместе и постоянно чем-то заняты. Во многих наших кружках и секциях (в том числе спортивных) нет разделения по возрастам, что способствует дружбе, развитию командного духа, привычке помогать друг другу. И тогда все остальное отходит на второй план. Еще больше этот эффект усиливается благодаря тому, что дети проводят в школе целый день, а не только время уроков.

Конечно, семья есть семья, и полностью оставить за воротами школы то, что происходит дома, дети не могут. Особенно тяжело они переживают конфликты между родителями. К сожалению, в последние годы это явление приобретает масштабы эпидемии и вызывает серьезную тревогу. Дети всегда реагируют на ссоры и развод очень остро и болезненно, замыкаются в себе, их поведение подчас становится неадекватным. Мы стараемся уделять таким ученикам особое внимание, подключаем психолога, помогаем им преодолеть непростой период в их жизни. Но, конечно, лучшее лекарство от любых психологических травм ребенка - мир в семье.

- Зачисление в 1-й класс проводится после беседы с логопедом и психологом. Мы смотрим, как физически и психологически готов ребенок к школе. Даем рекомендации родителям на лето. За год до школы мы советуем отдавать детей в подготовительную группу садика, где занятия проводит учитель будущего 1-го класса.

Дошкольная подготовка помогает ребенку освоиться в коллективе, получить основные коммуникативные навыки. Именно поэтому при гимназии работает детский сад. Вообще я придерживаюсь мнения, что ребенку вполне достаточно одного года дошкольной подготовки. В более раннем возрасте предпочтительнее домашнее воспитание.

- От силы неделю, потом вливаются: атмосфера у нас очень дружелюбная. А небольшая наполняемость классов и индивидуальные консультации позволяют очень быстро подтянуть ученика до уровня стандарта усвоения программы.

Детей, которые учились на «4» и «5», мы принимаем без экзаменов. Если есть хотя бы одна тройка, то проводим тестирование по русскому языку, математике и английскому языку. Если провального отставания (например, когда нужно наверстывать целый год) нет, то мы примем ребенка. Конечно, в том случае, если у нас есть свободные места.

- Конечно, существует, ведь люди иногда перебираются с места на место. Но в целом не более 10%. Сказать, что дети, попавшие от нас в государственную школу, совсем не ощущают никакого дискомфорта, я не могу. Поначалу они немного теряются, так как там ученики значительно в большей степени предоставлены сами себе. Но адаптация происходит довольно быстро. Одно могу сказать точно: уходя от нас, дети никогда не снижают свою успеваемость.

есть подробная статистика по выпускам за последние девять лет.

- Радости. Это очень большой праздник для каждого учителя. Мы с нетерпением ждем наших ребят с каникул и, конечно же, новых маленьких друзей. В школе закончен капитальный ремонт, она стала втрое просторнее и намного комфортабельнее. Планируются и нововведения в учебном плане. Например, с этого года мы начинаем изучение нового и необыкновенно интересного курса «История религий». Будем продолжать участвовать в городских и районных олимпиадах и различных ученических конкурсах, где мы всегда выступаем с успехом. Откроет новый сезон школьная театральная студия. Одним словом, в этом году, как и всегда, 1 сентября жизнь начинается снова.

Интервью подготовлено пресс-службой гимназии «Доверие»

Элективные курсы (от латинского electus, «избранный») - это обязательные для изучения курсы, направленность которых ученик выбирает самостоятельно. Например, математическая статистика или «бизнес-английский». Важно, чтобы они не повторяли программу базового среднего образования.

Образовательная система «Школа 2100» - первый и на данный момент единственный в России и странах СНГ современный опыт создания целостной образовательной модели, последовательно предлагающей системное и непрерывное обучение детей от младшего дошкольного возраста до окончания старшей школы.

Традиционная и широко распространенная народная кукла, которую дети часто делали сами. Основой фигурки были сложенные крест-накрест и перевязанные ниткой палочки, лучинки или свернутые кусочки материи.

Фонематический слух - распознавание (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, необходимое для понимания смысла сказанного. При нарушениях фонематического слуха ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения чтению и письму.

Похожие новости

Образование и наука
14 ноября в Одессе Вакуленко Андрей Андреевич представит лекционно-практический курс ДФС и технику «Огненный цветок»
14 ноября в 18:30 в Одесском доме медработников по адресу: ул Греческая, 20 состоится презентация лекционно-практического курса ДФС, известного также как техника «Огненный цветок». 24.10.2013 15:07:30
Образование и наука Государство и власть
Открыт набор на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров
10 февраля 2014 года Министерством Экономического развития РФ объявлен конкурсный набор слушателей на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров. 16.04.2014 15:53:24

Маркетинговые исследования