«Куриные яйца недорого, покупаем куриные яйца». В конце улицы, тяжело вздыхая, говорит: «Ну, окорочка, хотя бы купите»…
Буря в стакане бульона
Хроника жаркого лета-2013: В поле зрения санитарных врачей Казахстана попадает импортная продукция птицеводства стран-союзников по экономическому пространству. Обнародованные спустя несколько дней результаты проверок превзошли самые мрачные прогнозы. Союзные куры оказались не просто напичканы водой для увеличения массы. В их мясе обнаружили повышенное содержание мышьяка и свинца! Вдобавок, в белорусско-российско-украинском мясе птицы Минсельхоз Казахстана, согласно официальным сообщениям пресс-службы, выявил «высокую бактериальную обсемененность и бактерии кишечных палочек». Все это санитарные службы Казахстана назвали причиной серии пищевых отравлений и пообещали принять жесткие меры в отношении «недобросовестных импортеров».
Битая птица
Политикам союзников впору бить тревогу! Когда санитарные службы отдельно взятой страны резко и вдруг перестает удовлетворять качество импортного продукта - налицо классическое начало очередной торговой войны. А если импортера еще обвиняют в попытках отравления мышьяком представителей дружественного народа, тут уже не то, чтобы до эмбарго, но и до дипломатического скандала недалеко.
Еще большую интригу в военно-торговую стратегию Казахстана добавляет участие в операции «Куриная месть» крупных государственных чиновников. Например, все исследования импортного мяса проходят под неусыпным вниманием и жестким контролем со стороны вице-министра сельского хозяйства Казахстана Гульмиры Исаевой. Приближенные к вице-министру лица говорят о наличии некой секретной лаборатории, в которой проводятся исследования продукции импортеров куриного мяса. И это при том, что в стране действуют огромное множество аккредитованных Казпотребнадзором ветеринарных центров. Более того, госпожа Исаева лично посещает торговые рыночные ряды со злосчастной курятиной. А продавцы продукции птицеводства сетуют на беспрецедентное давление со стороны властей, которые настаивают на полном отказе от продаж импортного мяса.
«Нам настоятельно рекомендуют не брать на реализацию импортную куриную продукцию», говорит продавец рынка Жолдорстар в Алматы Зарина Агисова. «Конечно, покупатель больше интересуется российской и белорусской курицей, она и вкуснее, и качественнее нашей. Что я могу ответить? Что хозяин скажет, то и буду продавать».
На продовольственном рынке Казахстана вот уже несколько месяцев пахнет жареным. Казахстанский производитель бьет тревогу! Ситуация в птицеводческой отрасли страны давно вышла из под контроля, а сегодня и вовсе становится неуправляемой, вплотную приближаясь к грани банкротства.
По данным статистики, только в 2012 году в страну было ввезено более 180 тысяч тонн куриного мяса. Подобная конкуренция с экономическими союзниками оказалась не по зубам местному производителю, а продажа продукции собственного производства сократилась более чем на 50 процентов. Сегодня птицефермы вынуждены работать на склад, сдвигая все мыслимые и немыслимые сроки убоя птиц и неся огромные убытки по причинам элементарной порчи готового продукта. Подобная ситуация складывается и на рынке куриных яиц. Впрочем, яйцо и курица всегда демонстрировали парадоксальные причинно-следственные отношения…
Мархун по-казахски или Куриная месть
Такой куриный переполох, с одной стороны, можно было бы объяснить национальными интересами отечественного птицеводства. (А чьими же еще?) Однако, злые языки утверждают, что госпожа Исаева, по закону куриной отрасли, в причинно-следственных отношениях находится и с владелицей птицефабрики «Казросбройлер» Светланой Кадралиевой. Впрочем, эти взаимоотношения - это уже совсем другая история. А вот главный вопрос, которым сегодня озадачены российско-белорусско-украинские производители - почему же подобный демарш казахстанского куриного лобби был совершен против союзных кур?
Как доказывает практика современных геоэкономических отношений, подобные действия, якобы в рамках объявления торговой войны, могут выступать в качестве одного из способов разрешения торговых конфликтов между странами. Только в отличие от этой, дурно пахнущей куриной истории, угрозы, также как и объявление продукции опасной для здоровья граждан, атакующая сторона высказывает лишь в случаях провала переговорного процесса. Не случайно ведь и меры взыскания по отношению к импортерам принято вводить спустя какой-то определенный срок, именно для того, чтобы стороны успели договориться. Однако, вместо пути переговоров и поддержки своего производителя, Минсельхоз Казахстана предпочел вступить на тропу войны, продолжением которой могут стать ответные санкции стран-импортеров.
А птичку жалко…
Впрочем, к чему могут привести столь опрометчивые действия казахстанских властей предположить не сложно. Достаточно лишь вспомнить знаменитую торговую банановую войну в странах Латинской Америке, которые пригрозили Евросоюзу торговыми санкциями в торговле бананами. Европейский Союз тогда не испугался, а вот для латиноамериканцев результат собственного демарша оказался плачевным.
Сценарий, по которому сегодня предпочитает действовать Казахстан, весьма схож с политикой банановых республик. Впрочем, этот сценарий позволяет предположить и возможную развязку интриги. Не сложно догадаться в каком положении окажутся десятки тысяч работников птицеводческой отрасли страны после завершения военных действий торговой войны. Так же как и предсказать судьбу миллионов невостребованных казахских кур. И чтобы не говорили казахстанские политики, а птичек все равно жалко!