Грабаря в рамках празднования 95-летнего юбилея представляет уникальную выставку : «ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря. 95 лет научной реставрации: открытия и повседневность».
ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря осуществляет выставочную деятельность на регулярной основе, начиная с 1918 года. Большой опыт организации выставок позволил определить Центру свою уникальную нишу, выделяющую экспозиционные проекты ВХНРЦ из общего массива выставок, которыми насыщена культурная жизнь страны. Выставки Центра проходят под общей темой «СОХРАНЯЯ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ» и носят ярко выраженный реставрационный характер. Реставрационные выставки вызывают неподдельный интерес аудитории и СМИ, о чем свидетельствует значительное число публикаций, освещающих проведение подобных мероприятий.
В рамках юбилейной выставки центра реставрационный аспект экспозиции выделен значительнее и глубже. Данный выставочный проект предоставит столичному зрителю не только уникальную возможность увидеть интересные произведения искусства из коллекций российских музеев, но и позволит получить представление о сути работы реставраторов, ознакомиться с рядом научных открытий с историей реставрации каждого экспоната, зачастую не менее интересной, чем само произведение.
Всего на выставке будет представлена история реставрации 172 произведений из собраний 55 крупнейших музеев России.
Среди произведений, представленных на выставке, работы таких мастеров как Орест Кипренский, Владимир Маковский, Александр Бенуа, Борис Кустодиев, Василий Поленов, Кузьма Петров-Водкин, Виктор Борис-Мусатов, Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Валентин Серов, Вера Мухина и др.
Многие уникальнейшие произведения, представленные на экспозиции, имеют очень непростую историю. И, если бы не виртуозное мастерство реставраторов, ценнейшие памятники истории и искусства были бы потеряны навсегда.
Например, на выставке впервые будет экспонироваться агитационный платок, выпущенный лимитированным тиражем для депутатов Первого съезда учителей 1925 года. На платке изображен портрет В. Ленина, а по углам- портреты его соратников, в том числе Л.Троцкого. Однако в1927 после исключения Троцкого из партии его портрет был вырезан и разделен на мелкие фрагменты. Была сохранена только красная звезда с буденовки Троцкого, которую нашили над вырезанным клеймом. Однако неизвестные музейные хранители, не боясь «расстрельной» статьи и обвинения в троцкизме, сохранили 24 фрагмента. В последствии это реставраторам Центра провести тончайшую «операцию» по восстановлению целостности платка.
Уникальное шерстяное вышитое панно 1 в. до н.э. было обнаружено в процессе археологических раскопок экспедиции Института Археологии и этнографии СО РАН, в которой специалисты ВХНРЦ были приглашены для изъятия и реставрации текстиля из древних погребений на севере Монголии, в горах Ноин-Улы. На глубине 14 метров 31-го кургана в раскопе был обнаружен текстиль, запаянный в глину, тонким слоем покрывающий дощатый пол погребальной камеры. Находка была перевезена из Монголии в лабораторию Новосибирска на временное хранение для проведения реставрации. Текстиль в раскопе длительное время находился в замороженном состоянии и был покрыт толстым слоем глины, под которым с трудом читались изображения фигур, а также было множество комков глины, в которых еле угадывались фрагменты цветного текстиля. До этих пор методики по работе с текстилем в подобном состоянии, больше напоминавшем кусок глины не было. В течение года вырабатывалась методика очистки и реставрации археологического текстиля покрытого глиной. Платок реставрировался в течении двух лет. Весь процесс реставрации данного экспоната является уникальным, до сих пор таких работ не проводилось.
Вниманию зрителей будет представлена росписная тарелка знаменитого мейсеновского фарфора. Столовый «Сервиз с черными и золотыми полосками» Мейсенской мануфактуры является гордостью музея керамики Кусково. Сервиз относится к раннему периоду мейсенского фарфора (1710-1745). В сервиз входят тарелки и блюда разных размеров. При попытке ограбления музея большая часть сервиза оказалась разбитой. С тех пор реставраторы центра разных поколений реставрировали предметы из этого сервиза. Одна из тарелок долгое время находилась на реставрации в Центра им. ак. Грабаря. Предмет получил драматические повреждения, и реставраторы долгое время разрабатывали методику его восстановления.
Отдельным разделом представлены произведения Русского Севера. Благодаря сотрудничеству реставраторов и исследователей открыт самый северный центр русской иконописи - Холмогоры. Более десяти лет Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» вместе с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им. акад. И.Э. Грабаря проводили уникальную восстановительную работу. За годы подготовки было отреставрировано свыше 150 уникальных памятников, составляющих наследие Архангельской области. Преимущественно произведения древнерусской иконописи и церковного искусства.
В течение только 4 дней можно будет познакомиться на выставке с уникальным памятником мирового значения, иллюминированной греческой рукописью «Хлудовская Псалтырь» середины IX века из собрания Государственного Исторического музея, реставрация которой проходила более четырех лет в отделе научных исследований.
Подробная информация о всех предметах, представленных а выставке, а также интересный рассказ о работе центра за последние 5 лет, о новых реставрационных открытиях и каждодневных проблемах вошла в каталог экспозиции.
Справка:
ВХНРЦ - старейшее реставрационное учреждение России - создано 10 июня 1918 года, как научно-административный центр, призванный руководить всеми реставрационными работами в стране. Инициатором создания Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (так первоначально назывался Центр), равно как и создания отечественной реставрационной школы был
И.Э. Грабарь, известный художественный критик и историк искусства, автор и редактор многих фундаментальных изданий, талантливый художник. Игорь Эммануилович более 40 лет осуществлял практическое и научное руководство центром, который с 1960 года носит его имя. В 1974 году Грабарёвские мастерские были преобразованы во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ). Новый статус расширил рамки деятельности учреждения: оно стало научно-методическим и координационным центром, занимающемся практической реставрацией, фундаментальными научными исследованиями, подготовкой специалистов для музеев (в отделах центра регулярно проходят стажировку российские и зарубежные реставраторы), активным участником реставрационных советом музеев.
В настоящее время ВХНРЦ - сложная разветвленная структура, включающая в себя отделы реставрации масляной живописи, мебели, тканей, керамики, графики, кости, металла, рукописей, каменной скульптуры, а также отделы физико-химических исследований, научной экспертизы, архив, фототеку. При центре созданы Архангельский, Вологодский и Костромской филиалы.
Опыт работы с памятниками культуры, применение современных технологий и материалов дают возможность ВХНРЦ выпускать научные труды, учебные пособия, монографии по реставрации одного памятника. Эти издания пользуются большим спросом, подготовленные сотрудниками центра каталоги выставок давно стали библиографической редкостью.