в Мосгордуме состоялся круглый стол «Взаимодействие бизнеса и власти в Москве: законодательство, практика, перспективы». Организовали мероприятие комиссия Мосгордумы по законодательству (председатель - депутат Александр Семенников) и экспертный совет при комиссии, возглавляемый председателем совета директоров АКГ «Градиент Альфа» Павлом Гагариным.
В работе круглого стола приняли участие депутаты Думы, представители органов исполнительной власти, эксперты, руководители и собственники ведущих компаний, члены деловых объединений.
Во вступительном слове председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников подчеркнул, что конструктивные взаимоотношения города и предпринимательского сообщества особенно важны в нынешних экономических условиях. «Они стимулируют власть активнее работать с российскими и иностранными бизнесменами и инвесторами, расширять области проникновения частного капитала и частной инициативы в традиционные для государства сферы, - считает Александр Семенников. - Столица - «витрина» государства. Москва во многом является примером для других регионов в области законотворчества и правоприменения. Да и для многих иностранных инвесторов бизнес в России начинается с Москвы как одного из наиболее привлекательных для них регионов».
«Доля Москвы в общем объеме иностранных инвестициях в страну в четыре раза больше доли столицы в населении России (почти 60% и 15% соответственно), - подтверждает председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа», председатель экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Павел Гагарин. - Именно показатели Москвы определяют положение России во всемирном рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business. Поэтому для того чтобы зарубежные инвесторы оценивали Россию по достоинству, московским властям крайне важно формировать положительный образ города, причем не только за рубежом, но и внутри страны. Активная работа с бизнесменами и инвесторами - залог улучшения инвестиционного климата. Но, конечно, при этом не стоит забывать и о глубинных факторах: совершенствовании инвестиционного законодательства, снижении административного и налогового давления, борьбе с коррупцией, развитии инфраструктуры».
Заместитель руководителя Департамента городского имущества города Москвы Александр Прохоров рассказал о реализации программы преимущественного права выкупа малым и средним бизнесом арендуемой недвижимости, находящейся в собственности города. «Летние изменения закона №159-ФЗ упростили процедуру. Если раньше преимущественное право реализовывалось на объекты площадью до 300 кв. м, то сейчас - до 1000 кв. м через распоряжение нашего департамента и более 1000 метров - через распоряжение правительства Москвы. Кроме того, сейчас мы даем предпринимателям рассрочку по платежу до трех лет, - рассказал Александр Прохоров. - Сроки рассмотрения заявок сокращены с трех месяцев до 30 дней. С 2014 года мы планируем перевести услугу в электронный вид, хотя уже сейчас значительная часть документов принимается по электронной почте. И если раньше таким правом могли воспользоваться предприниматели, которые заключили договоры аренды до 5 августа 2006 года, то сейчас мы сдвинули этот порог на пять лет - до 1 июля 2011 года». За время реализации программы заключено 18000 договоров, из которых 60% (2,5 млн кв. м.) - с субъектами малого бизнеса.
Возможности бизнеса по привлечению бюджетного финансирования в столице проанализировал заместитель руководителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Дмитрий Князев. «Можно выделить два основных направления финансовой поддержки бизнеса городской властью: предоставление субсидий и содействие в получении заемных средств. Мы выдаем субсидии для начинающих предпринимателей, на возмещение части затрат по лизинговым платежам, на возмещение процентов по кредиту и затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях. Второе направление - поручительства города при получении столичными предпринимателями кредитов. По такой процедуре за десять месяцев 2013 года 45 банками-партнерами было выдано 12,5 млрд руб. С начала 2013 года объем поручительств составил 5,7 млрд руб., таким образом 870 предпринимателей смогли получить средства на развитие», - привел данные Дмитрий Князев.
Замгендиректора ГБУ «Малый бизнес Москвы» Константин Поздняков рассказал о новых форматах взаимодействия бизнеса и власти на примере работы краудсорсинговой платформы ГБУ. «Краудсорсинговый проект на сайте dialog.mbm.ru дает возможность каждому высказаться по поводу готовящихся постановлений, подзаконных актов, предложить свои идеи, как улучшить бизнес-климат в столице. Мы соберем на виртуальной площадке экспертное сообщество, которое сможет влиять на принятие решений и внесет свой вклад в улучшение существующего законодательства для бизнес-сообщества», - рассчитывает Константин Поздняков.
Вопросы госзаказа и участия бизнеса в реализации городских целевых программ рассмотрела председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Стебенкова. По данным депутата, в 2013 году госзаказ в сфере здравоохранения составил 62,7 млрд руб. (85000 договоров), из которых 10% - медоборудование, 12% - расходные материалы и 10% - лекарства, прежде всего, для льготников. Понятно, что малый бизнес может участвовать преимущественно в двух последних категориях товаров. Всего в 2013 году с малыми предприятиями заключено около 2000 договоров на 2,3 млрд руб. «На программу модернизации здравоохранения Москвы, которая подходит к концу, было израсходовано 105 млрд руб. Из них на высокотехнологичное оборудования - 47 млрд, на которые было закуплено более 68 тысяч единиц, в том числе магнитно-резонансные и компьютерные томографы, ангиографы. За счет укрупнения лотов удавалось сэкономить и купить один компьютерный томограф за 33 млн рублей, что в несколько раз дешевле, чем в других регионах и в два раза дешевле, чем рекомендуемая цена Минздравсоцразвития», - рассказала Людмила Стебенкова.
Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике, науки и промышленности Иван Новицкий посвятил выступление Федеральной контрактной системе, которая начнет работу с 1 января 2014 года. «Система вводит антидемпинговый контроль, которого сейчас не существует. Предприниматели, участвуя в тендерах и формально соблюдая все условия, могут занижать стоимость услуг и товаров и выигрывать аукционы, не выполняя впоследствии взятые на себя обязательства. Вместе с тем до начала работы ФКС остается всего полтора месяца, но пока принято лишь восемь нормативно-правовых актов из 20, которые предусматриваются федеральным законом», - обратил внимание Иван Новицкий.
Особое место во взаимодействии власти и бизнеса занимает взаимодействие юридических лиц с налоговыми органами. Исследования АКГ «Градиент Альфа» показывают, что российские и иностранные бизнесмены и инвесторы считают налоговые риски одними из основных в процессе ведения бизнеса и инвестирования. Руководитель аудиторско-правового департамента АКГ «Градиент Альфа», член экспертного совета при комиссии Мосгордумы по законодательству Татьяна Ильинова и замначальника Управления по досудебному урегулированию налоговых споров ФНС России Дмитрий Казанский в совместном докладе рассказали об обязательной системе досудебного урегулирования налоговых споров, которая вводится со следующего года. «Прежде чем обратиться в суд, налогоплательщики должны разрешить разногласия с инспекторами внутри самой налоговой системы, в противном случае суд не станет рассматривать спор. Надеюсь, новая система будет способствовать объективному разрешению спора, а не увеличит срок разрешения конфликта на месяц досудебного урегулирования, как зачастую происходит сейчас, - заметила Татьяна Ильинова и привела пример клиента - представительства крупной британской компании в России, которое оспаривало решение по результатам налоговой проверки. - На этапе принятия решения нам удалось оспорить лишь малую часть доначислений. Вышестоящий налоговый орган, рассмотрев нашу апелляционную жалобу, оставил данное решение неизменным. А суд вынес решение в пользу клиента: наш иск был удовлетворен в полном объеме, недоимка и многомиллионные штрафы были сняты с компании. Но произошло это только спустя полгода».
Досудебное обжалование приведет к оптимизации рассмотрения жалоб - как вне судов, так и в них - уверен Дмитрий Казанский. «После введения самой процедуры досудебного обжалования в 2009 году число жалоб налогоплательщиков за год выросло на 16 тысяч, до 69 тысяч, - привел данные представитель ФНС России. - Но уже на следующий год их количество стало снижаться, и по результатам 2012 года мы вернулись к прежнему состоянию - примерно 50 тысяч жалоб. Это статистика Высшего арбитражного суда, согласно которой количество судебных исков по налоговым спорам с 2008 года неуклонно уменьшается - с 50 тысяч до 24,5 тысячи по итогам прошлого года. Растет и эффективность судебной работы ФНС: за девять месяцев 2013 в пользу налоговых органов удовлетворено исков на 73% от общей суммы оспариваемых требований. За тот же период 2012 года показатель составлял 68%».
Подводя итоги мероприятия, председатель Экспертного совета Павел Гагарин сообщил, что на основе полученной информации будут разработаны предложения для законодателей городского и федерального уровней.