Предварительная информация используется для автоматизации процессов таможенного контроля и для целей применения системы управления рисками. В тоже время, использование предварительной информации при таможенном декларировании является одним из показателей уровня развития таможенной службы, служит основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли.
Международные перевозки железнодорожным транспортом - один из самых распространенных, надежных и востребованных способов доставки грузов. Железнодорожным транспортом перемещаются крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Объемы перемещений товаров железнодорожным транспортом в регион деятельности Приволжского таможенного управления за 1 полугодие 2014 года составили 76% от общего количества, а за 2013 год - 78%. Декларирование товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в Приволжском регионе за последние шесть месяцев осуществляли порядка 1 100 участников ВЭД. Таможенными постами Приволжского таможенного управления оформлено более 33 000 деклараций на товары.
С 1 октября 2014 года согласно решению Евразийской экономической комиссии от 17.09.2013 №196 предварительное информирование о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом, станет обязательным.
Одной из особенностей подачи предварительной информации в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является то, что сведения о товарах консолидируются перевозчиком, и только после этого передаются в таможенные органы.
Уполномоченные экономические операторы, таможенные представители, экспедиторы, а также иные заинтересованные лица обязаны представить сведения о товарах перевозчику, на территории которого расположено место прибытия на таможенную границу Таможенного союза, не менее чем за 4 часа до прибытия товаров. Перевозчик, осуществляющий ввоз товаров, в свою очередь, обязан представить предварительную информацию в таможенные органы не менее чем за 2 часа до их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.
Отсутствие предварительной информации в пункте пропуска в установленном объеме и сроке будет рассматриваться как рисковая ситуация с соответствующими мерами реагирования. Такое требование соответствует положениям Концепции предварительного информирования и будет способствовать оптимизации взаимодействия грузополучателей как с предприятиями железнодорожного транспорта, так и с иностранными партнерами.