Фарфор. Тонкий, хрупкий, изысканный. Когда-то он ценился наравне с золотом, ему приписывались магические свойства, а выдача секрета его изготовления каралась смертью. Восхитительное чудо фарфора подарили миру китайцы. Истоки керамического производства восходят к XVI - XI вв. до нашей эры. В то время фарфор стал символом "краткости, сочности, глубины и величия".
В Тольяттинском художественном музее будет представлен фарфор из частной коллекции Маргариты Баржановой. В ней собран широкий и разнообразный круг памятников декоративно-прикладного искусства, который знакомит нас со стилем "Культурной революции". Большой интерес представляют крупные формы - фарфоровые скульптуры, блюда, вазы и панно. Если в более ранние эпохи подобные предметы из фарфора были дорогими декоративными деталями интерьера, то в обозначенный период их основной задачей стала пропаганда "революционного духа".
Особое внимание привлекает серия расписных фарфоровых панно, в которых отразилось стремление привлечь традиционную форму китайской живописи к новым потребностям эпохи. Фарфор "Культурной революции" имеет тот дух и тон, который делает его абсолютно самостоятельным, экстраординарным явлением, выпадающим из контекста многовекового развития китайского искусства. Простые, отработанные формы соответствовали тому идеалу, от которого было опасно отступать. Скованность мыслей авторов, боязнь переступить определенные границы стали одной из главных особенностей эпохи "культурной революции". Традиционные символы счастья и удачи, весенние цветы и осенняя луна, сливы, бамбук, хризантемыи орхидеи, летящие журавли и плавающие рыбы, очарование детской невинности были очень редки в искусстве того времени.