В наш цифровой век все очень быстро меняется, и фотография становится реальностью, способной перенести в любую точку мира. Многие, посещая другие города и страны, составляют своеобразные фото-заметки. Они позволяют сохранить воспоминания, но как правило масштаб этих заметок ограничивается маршрутами, рядом видов и не более. А что если одна заметка будет представлена масштабом целого города? Города, в котором можно рассмотреть что-то в деталях, или, напротив, посмотреть с высоты на его улицы? Сегодня мы представляемвам проект AIRPANO (www.airpano.ru) - возможность за считанные мгновенья оказаться в любой точке мира на высоте птичьего полета.
"Андрей Зубец, положивший начало нашему совместному творчеству, стал делать сферические панорамы одним из первых у нас в стране, в далеком 2005 году. Мы познакомились с ним совершенно случайно, по удивительному стечению обстоятельств. Летом 2006 года, в три часа ночи я выглянул в окно и увидел очень красивое розовое облако, закрывшее треть неба. Я сфотографировал его, а через месяц случайно наткнулся в интернете на такую же фотографию другого автора. Им оказался Андрей, еще один полуночник. Теперь мы шутим,что это облако было послано кем-то свыше, чтобы мы встретились! К тому времени я был сформировавшимся пейзажным фотографом, и относился к съемке сферических панорам (сфер) не очень серьезно. Но постепенно удивительные результаты нашей собственной работы и уникальные возможности, которые дают сферы, захватили меня, и мы стали организовывать целые экспедиции, полностью ориентированные на съемку сфер", - рассказывает Олег Гапонюк.
Сферические панорамы, это отдельный самостоятельный вид фотографии, о существовании которого, возможно, многие даже и не подозревают. В обычной фотографии зритель ограничен размерами отпечатка, а в сферической панораме самого зрителя переносят прямо в точку съемки. Технология, используемая AIRPANO, такова, что на мониторе у зрителя создается практически полное ощущение присутствия в месте, где снималась сфера - под водой, в номере пятизвездочного отеля, внутри микроволновой печки, и даже в небе над Нью Йорком. Можно смотреть в любую сторону - вверх, вниз, налево, направо, вперед, назад. Можно приблизить и внимательнее рассматривать интересные объекты, а можно одним движением руки перенестись в другое место.
Технология съемки сфер существует около семи лет и довольно широко применяется в мире. Ее можно увидеть на сайтах дорогих отелей, когда клиентам предоставляется возможность виртуально рассмотреть и выбрать себе номер по вкусу. Также она используется продвинутыми риэлторами для визуализации обстановки квартир и интерьера домов своим клиентам. Кроме того, в интернете есть многочисленные сайты, объединяющие любителей сферических панорам со всего мира. Особенность этой технологии в том, что по точности и достоверности восприятия зрителем сферические панорамы на порядок превосходят любую, даже самую профессиональную и высокобюджетную фото и видеосъемку, в том числе и архитектурную. Фактически зритель видит в точности то, что он видел бы собственными глазами, если бы сам побывал на месте съемки и сам смотрел по сторонам.
Уникальность технической стороны проекта AIRPANO в том, что для сферической съемки с воздуха используются вертолеты. Основная сложность, которую в итоге удалось решить, заключалась в том, что на земле съемка сфер, требующая высокой точности, делается со штатива, а в воздухе поставить штатив нет возможности, да и вертолет из-за ветра и турбулентности перемещается на десятки метров при съемке. Сегодня команда AIRPANO представлена Олегом Гапонюком, Андреем Зубец и Сергеем Семеновым. За два последних года вертолетные съемки проведены примерно в 30 местах планеты, среди них - известные города и столицы мира, такие как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Амстердам, Рио-де-Жанейро, Сидней, Куала-Лумпур, Кейптаун, Лас Вегас, а также удаленные уголки - Долина Монументов, Мыс Доброй Надежды, Гранд-Каньон, Альпы, водопады Виктория, Игуасу и другие. "Съемкой сфер мы занимаемся с 2006 года, сам проект AIRPANO в его настоящем виде стартовал в 2009 году, когда мы решили систематизировать огромный накопленный материал и показать его зрителю" - рассказывает Олег Гапонюк .