Принято считать, что именно результаты ЕГЭ отражают конкурентоспособность выпускников и их готовность к поступлению в вузы. Но практика показывает, что результаты эти зачастую весьма условны. Более того, тестирование может сыграть с учеником злую шутку. «Сторонники ЕГЭ утверждают, что он позволяет снизить уровень стресса, испытываемого ребенком на экзамене. Я, как практикующий педагог, могу утверждать, что на деле все наоборот, - говорит Тамара Кошелева, директор московской гимназии «Доверие». - Дети вообще очень ранимы и возбудимы, а здесь они попадают в незнакомую обстановку, в окружение чужих людей, где остаются один на один с тестами, подчас некорректными. В такой обстановке и взрослому трудно собраться. Поэтому плохой результат ЕГЭ может быть всего лишь следствием перенесенного ребенком стресса». Директор гимназии уверена, что единый госэкзамен должен быть добровольным, сохраняя право ученика на выбор традиционной формы оценки своих знаний. Кстати, к таким же выводам пришла комиссия Совета Федерации РФ, проверявшая в прошлом году результаты проведения ЕГЭ в Ивановской области.
Примечательно также, что стресс, о котором говорит педагог, начинает накапливаться по мере приближения экзамена и может быть обусловлен «натаскиванием» детей на сдачу тестов, практикуемом во многих школах. То есть эффект получается прямо противоположный, о чем говорят цифры. Так, в мае 2009 года среди учеников старших классов средней общеобразовательной школы №109 Челябинска было проведено исследование с целью определения уровня их самооценки. Полученные результаты вполне удовлетворительны, однако налицо явная тенденция. По пути от 9-го к 11-му классу треть школьников теряет уверенность в своих силах, а практически каждый десятый вообще начинает сомневаться в своих перспективах.
По мнению Павла Астахова, уполномоченного при Президенте России по правам ребенка, к сдаче экзаменов учеников должны готовить не только педагоги, но также психологи. Так, выпускники гимназии «Доверие», которые учатся под постоянным присмотром психологов и проходят специальную подготовку к ЕГЭ, стабильно показывают высокие результаты тестов. Итак, наш первый вывод - конкурентоспособный выпускник должен быть психологически готов к предстоящим испытаниям.
Ситуация с ЕГЭ отражает общее состояние российской системы среднего образования. Сегодня оно чем-то напоминает телегу, которую безуспешно пытаются сдвинуть с места персонажи известной басни. Экспериментам и опытам несть числа, но мы подчас забываем, что проводятся они над живыми людьми, которым в самом ближайшем будущем предстоит составить цвет отечественной науки и культуры.
Например, очень часто сейчас можно услышать, что каждый школьник должен изучать только те предметы, к которым он проявляет явные способности. Но кто и в какой момент определит эти наклонности у ребенка? «Однозначно говорить о явных склонностях ученика, например, к изучению точных или гуманитарных наук можно только в старших классах, - считает Тамара Кошелева. - И даже тогда нельзя делать резких движений в ту или иную сторону. Уровень базовой школьной подготовки должен быть достаточно высок, чтобы будущий выпускник имел возможность после школы продолжать обучение по любой специальности и в любом вузе. Вообще окончательно определяться с будущей профессией ребенку и его родителям следует в последний год школьного обучения. И это ничуть не усложнит подготовку к вступительным экзаменам, полученное образование полноценно: все наши выпускники продолжают обучение в институтах, причем 70% ребят поступают на бюджет.
Конечно, это не означает, что в более раннем возрасте нужно подавлять наклонности ребенка. Однако не следует и намеренно сужать его кругозор. Это то, что принято называть классическим образованием, которое должен получить каждый всесторонне развитый человек. А для того, чтобы удовлетворить индивидуальные потребности ученика в углубленном изучении какой-либо дисциплины, существует профильность обучения, элективные курсы, проектная деятельность. Кроме того, детей нужно учить творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Конечно, это требует индивидуального подхода к каждому ребенку».
Примечательно, что подобной точки зрения придерживаются и педагоги высшей школы. «Не секрет, что многие выпускники, планирующие продолжение обучения в вузе и определившиеся с его выбором, концентрируют свои усилия на изучении тех предметов, которые им нужны при поступлении, - говорит старший преподаватель Московского государственного индустриального университета Игорь Павлов. - Причем подготовка по этим предметам носит весьма интенсивный характер: нанимаются репетиторы, посещаются подготовительные курсы, штудируется специальная литература. Остальные же дисциплины изучаются в той лишь мере, чтобы получить по ним в итоге положительные отметки. Стратегическая ошибка, допускаемая большинством из выпускников (и прежде всего их родителями), заключается в том, что они готовятся именно к поступлению в институт, а не к обучению в нем. В результате многие успешные абитуриенты покидают институт, в который они поступили, уже после первой сессии». Одну из причин сложившейся ситуации специалист видит в том, что будущие абитуриенты не всегда представляют себе, с чем им придется столкнуться в процессе обучения в вузе, какие дисциплины и в каком объеме предстоит изучать.
Именно для решения этой проблемы и существует такое направление в деятельности школ, как профориентация. К сожалению, зачастую она ограничивается редкими формальными мероприятиями, вызывающими у учеников лишь скуку. Тамара Кошелева рекомендует проводить для учеников старших (9-11) классов встречи не только с преподавателями вузов, но также и с их студентами, возможно, из числа бывших выпускников школы. Ведь друг с другом учащиеся найдут общий язык гораздо быстрее.
По материалам пресс-службы гимназии «Доверие»