По данным Американской Ассоциации Издателей, в 2009 году частными лицами («самиздатом») было отпечатано более 765 тыс. наименований книг со средним тиражом около 100 экз., притом, что профессиональные издательства выпустили в два с лишним раза меньше наименований книг.
В России сохраняется тенденция к сокращению среднего тиража изданий. Согласно докладу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, в 2009 году наибольший рост количества выпущенных изданий наблюдался в сегментах малотиражной книжной продукции до 500 экз. (23,8%) и от 500 до 1000 экз. (11,22%), в то время, как количество изданий, выпущенных в тиражном диапазоне от 1000 до 10000 экз., значительно сократилось - от 5 до 21%. Эта тенденция способствует росту интереса к цифровой печати, которая более эффективна при производстве малых тиражей, чем традиционная офсетная технология.
Одним из новых направлений в книгоиздании является печать книг по требованию. Помимо ставшей уже традиционной малотиражной цифровой печати она позволяет осуществлять выпуск единичных экземпляров книг под заказ. В этом заинтересованы и владельцы контента - авторы, издательства, библиотеки; и производители - типографии; и продавцы - розничные сети и интернет магазины; и конечные потребители, у которых появляется возможность при желании приобрести необходимый экземпляр книги в любое время и в любом месте.
Сегодня можно выделить несколько барьеров на пути развития печати по требованию, отделяющих Россию от уровня Западной Европы и США: отсутствие стандартов, способных объединить всех участников «цепочки» производства и дистрибуции, а также нерешенность проблем, связанных с защитой интересов авторов и правообладателей. Решение этих двух задач позволит сделать сервис печати книг по требованию более доступным для потребителей и прибыльным для правообладателей, издателей и книготорговцев.
«Уже сегодня мы можем видеть появление целого ряда интересных проектов, ориентированных на «индивидуальное книгоиздание», т.е. на работу с розничными покупателями и единичными заказами, - рассказывает Валерий Кузьмич, руководитель отдела отраслевого маркетинга Xerox Россия. - Следующим шагом должен стать переход от «очаговых» проектов отдельных энтузиастов к полноценному сформировавшемуся рынку. На нашем стенде на «Книжной ярмарке» будет представлено новое решение, которое в уже ближайшем будущем может стать стандартом технологической платформы для реализации сетевых сервисов Books-On-Demand».
Центральное место в экспозиции компании Xerox, участника проекта Книгабайт, будет отведено программному решению BookSurf Suite, разработанному специалистами компании с учетом реалий российского рынка. Оно представляет собой веб-ориентированную информационную систему, предназначенную для автоматизации технологических и бизнес-процессов, возникающих при изготовлении книг «по требованию». BookSurf позволит согласовать усилия издателей, типографий и книготорговцев и поможет снять часть барьеров, сдерживающих развитие нового сегмента рынка. Посетители XXIII Московской международной книжной выставки-ярмарки смогут своими глазами увидеть, как работает инновационное программное обеспечение Xerox - несколько раз в день на стенде компании будет проводиться обзорная презентация.
В своей экспозиции Xerox также представит технологический комплекс цифровой книжной типографии и решение для библиотек, обеспечивающее сканирование, атрибутирование и хранение электронных книг, интеллектуальный поиск и предоставление доступа к изданиям в защищенном от копирования режиме. Кроме того, на стенде компании можно будет увидеть в работе уникальный автоматический книжный сканер Kirtas Kabis III, с помощью которого можно быстро и аккуратно сканировать редкие и ветхие книги, не повреждая их.
2-го сентября в рамках проекта Книгабайт состоится конференция Xerox «Цифровая печать книг «оптом и в розницу». Развитие новой модели книжной дистрибуции в России - живой опыт практиков». Представители ведущих российских компаний, работающих в сегменте малотиражной печати и печати книг по требованию, поделятся своим опытом и расскажут о тех изменениях на книжном рынке России, которые происходят благодаря развитию технологий цифровой печати и книжных интернет-сервисов.