В наше время медицинские специалисты, вероятно, предположили бы, что Мария Тюдор или, как называли её в народе за жестокость, Мария Кровавая, могла страдать гиперпролактинемией (повышенным уровнем гормона пролактина в крови). Если бы в те времена медицинская наука обладала современными знаниями лечения этой патологии, история, возможно, могла бы сложиться совсем иначе.
Синдром гиперпролактинемии - наиболее распространенная нейроэндокринная патология. Количество таких больных в России, по разным оценкам, составляет от 214 тыс. до 2 млн. человек, причем 80% случаев регистрируются у женщин 25-40 лет1. Повышение уровня пролактина у женщин и мужчин может проявляться различными половыми и репродуктивными расстройствами. У женщин гиперпролактинемия вызывает нарушения менструального цикла вплоть до его отсутствия (аменореи), бесплодие, галакторею (выделение из молочных желез молозива или молока), снижение либидо, отсутствие оргазма, а также в ряде случаев избыточный рост волос по мужскому типу (на лице, груди, животе) и акне (угревую сыпь)2. У мужчин повышенный уровень пролактина может приводить к снижению или отсутствию либидо и потенции, уменьшению мужских вторичных половых признаков, бесплодию, гинекомастии (увеличению грудных желез) и галакторее2. Кроме того, и у женщин, и у мужчин повышение пролактина в крови может сопровождаться прибавкой в весе1.
В настоящее время методом выбора в лечении гиперпролактинемии является назначение лекарственных средств, относящихся к группе блокаторов пролактина (они же - агонисты дофамина или дофаминомиметики)3. Среди основных вопросов, интересующих пациентов: возможно ли восстановить способность к зачатию на фоне медикаментозного лечения гиперпролактинемии и нужно ли продолжать лечение на фоне беременности?