Китайская ассоциация потребителей планирует увеличить поставки компьютеров и комплектующих в Россию. В ходе интервью, организованного компанией Optim Consult, консультирующей по вопросам ведения бизнеса с Китаем, представители Ассоциации подчеркнули, что кризисное охлаждение - временное явление, Россия представляет собой огромный рынок сбыта. По данным Главного статистического управления Китая, в 2008 г. КНР экспортировала в РФ на 188,5% компьютеров больше, чем в 2007 г., на общую сумму $464 млн. (на $288 млн. или 164% больше). При этом компьютеризация населения в России достигла только 27% (для сравнения, в США - 72,5%, Японии - 73,8%, Германии - 67%). По мнению специалистов Ассоциации, это открывает широкое поле деятельности и дает основания полагать, что в будущем компьютеры в России будут покупаться наравне с телевизорами и пылесосами, а главное место в поставках будет принадлежать Китаю, как производителю продукции достойного качества по низкой цене.
Вместе с тем, компьютерная индустрия Китая сегодня переживает не лучшие времена. Так, в первом месяце 2009 г. общий объем экспорта китайских компьютеров поднялся лишь на 8,8% по сравнению с январем 2008 г. (прошлогодняя цифра - 24%), в стоимостном выражении это на $366 млн. (или на 8,4%) меньше. Кстати, объем экспорта компьютеров в Россию в январе 2009 г. также существенно снизил темпы роста - всего 8,5% (вместо 100% в аналогичный период 2008 г.), что на $1,5 млн. меньше, чем в первом месяце 2008 г.
По мнению Евгения Колесова, генерального директора крупнейшей консалтинговой компаний в Китае с российским капиталом, негативное влияние кризиса на компьютерный спрос будет продолжаться. «Покупатели приобретают высококачественную копию по очень доступной цене - это не может не привлекать, хотя и имеет негативную сторону в плане защиты торговых марок, послегарантийного обслуживания и т.д. Но сегодня мало того, что сократились экспортные заказы, на 30% снизились продажи и внутри страны - компьютеры все же не товар первой необходимости, наряду со снижением покупательской способности спрос на них будет падать. Усугубляет положение китайских производителей то, что сырье покупалось еще в 2008 г., по высоким ценам. После падения цен на него, доход фабрик снизился», - отмечает эксперт по Китаю.
Китайское правительство предпринимает меры, направленные на увеличение продаж. В частности, реализация компьютеров в сельской местности (где компьютеризация населения составляет всего 10%) была приравнена к экспортным продажам - отныне производители имеют возможность вернуть НДС в одинаковом размере и от продукции, вывозимой за рубеж, и от продаж в деревнях. Данный шаг нацелен компенсировать затраты, теряемые производителями от снижения объема экспорта.