Можно было бы более или менее определенно спрогнозировать перспективное поведение рынка обоев, если бы не продолжающийся кризис, который серьезно спутал карты. Впрочем, в предшествующий кризису период отечественный рынок обоев также демонстрировал значительные колебания. Так, небольшой прирост в начале века сменился в 2004 г. ощутимым спадом (на 21%). В последующие два года средний прирост составил около 9%, а в 2007 г. произошло очередное падение рынка.
По данным социологов, состояние жилья большинства россиян (78%) требует ремонта, при этом 48% из них считают, что ремонт должен быть капитальным, а 29% высказываются за необходимость косметического. С одной стороны, рост благосостояния населения предполагает увеличение расходов, в том числе и на поддержание состояния жилища. С другой стороны, кризисные проявления могут существенно повлиять на отечественный рынок обоев, причем как в количественном, так и в структурном плане.
В количественном отношении следует ожидать ощутимой «просадки» обойного рынка. В структурном возможна переориентация потребления с дорогих на более дешевые виды обойного материала и рост потребительского спроса на более дешевые (например, бумажные) виды обоев. Однако - и это еще один важный итог исследования - выявлен относительно небольшой процент обойных работ в общем объеме ремонтных работ (в среднем 15-16%). Причем этот показатель имеет региональную приуроченность: в Центральном и Северо-Западном федеральных округах данный процент от общего объема ремонтных работ существенно (почти в два раза) ниже, чем в Сибири и на Дальнем Востоке. Можно предположить, что потребление обоев (в том числе и бумажных) не особенно снизится, так как в кризисный период работы по ремонту дома, скорее всего, будут ограничиваться косметическими и восстановительными - наклеиванием обоев, например.
Негативно на рынке обоев скажется падение интереса к недвижимости, в том числе и столичной. Однако, по мнению некоторых экспертов (аналитики центра «Индикаторы рынка недвижимости»), столичный рынок недвижимости сейчас приближается к стадии стабилизации, которая наступит ближе к концу весны - началу лета. При такой стабилизации можно будет с высокой уверенностью говорить о присутствии важного фактора, способствующего росту российского обойного рынка.
Агентство Symbol-Marketing (подразделение Symbol Communication Group) Телефон: (495) 755 9181 Факс: (495) 755 9181 E-mail: marketing@symbolgroup.ru www.symbol-marketing.ru www.symbolgroup.ru