Слушания прошли под председательством Первого заместителя председателя Комитета ГД по промышленности Валерия Драганова. В президиуме находились депутаты ГД, представители Комитетов ГД по промышленности и экономическому развитию, Российской Академии Наук. Участники слушаний обсудили выступления представителей Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, профильных комитетов ГД, представителей промышленности в области энергетики, машиностроения, станкостроения и других областях промышленности.
По словам председателя собрания Валерия Драганова реформа технического законодательства стала самым темным временем парламентаризма в России.На заседании с докладом выступил заместитель министра Минприроды Семен Леви. Он отметил, что на 2010 год запланирована разработка и принятие пяти важнейших нормативных документов: "Положение о строительном надзоре", "О надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений", "О горном надзоре", "Об охранных зонах электросетевого хозяйства", "О надзоре в сфере промышленной безопасности", "О контроле и надзоре в энергетике".
Замминистра отметил, что первые два документа уже приняты, а также впервые в России разработанои принято положение "О горном надзоре".Многими выступающими было отмечено, что ФЗ No184 не охватывает безопасности процессов производства. Но процессы напрямую связаны с вопросами безопасности, в том числе с охраной труда, отсутствием авторского надзора на всех этапах жизненного цикла предприятий, особенно в части ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, промышленного оборудования, вывода и ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов. Участники слушаний отметили, что те, кто перевел и гармонизировал стандарты Евросоюза, сегодня оказалисьвпереди, например, по выполнению Директивы ЕС по энергоэффективности, которая была принята Евросоюзом 5 лет назад. У нас закон на эту тему принят только сейчас. Также было отмечено, что приход непрофессионалов в отрасль в начале 90-х годов полностью разрушил пятиступенчатую систему безопасности опасных объектов, разработанную и безотказно действовавшую еще во времена Советского Союза. По сей день не существует "надотраслевого" надзорного органа в промышленности. По сути, надзор осуществлять некому - нет специалистов, тем более в контрольных органах.
Сегодня необходимо учитывать и прогнозировать техногенные катастрофы и аварии. Убытки от них составляют десятки и даже сотни млрд. рублей, как в случае с Чернобылем, или аварии на Саяно-Шушенской электростанции, которая оценивается предварительно в 40 млрд. По мнению представителей РАН, необходимо учитывать, что техногенные катастрофы случаются в среднем с периодичностью раз в десять лет и не исключено, что у нас в этом отношении "все впереди", так как износ оборудования в промышленном производстве сегодня составляет80%.
В заключение Председательствующий отметил, что Правительству России необходимо усиливать роль представителей науки при принятии решений не только как экспертов, но и учитывать их мнение при решении вопросов управления экономикой страны, в том числе, в области промышленного производства и эксплуатации опасных промышленных объектов.Эксперты АСР поддерживают скорейшее внесение изменений в Градостроительный Кодекс, Федеральный Закон "Об использовании атомной энергии", "Об электроэнергетике, "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с принятием предлагаемых изменений в ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также скорейшего согласования и внесения в Государственную Думу проектов Федеральных Законов "О стандартизации", "Об аккредитации", а также проекта ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственностиза причинение вреда при эксплуатации опасного объекта". Принятие данных законодательных актов позволит решить задачи:-повышения технической безопасности опасных объектов;-создать систему ответственности субъектов деятельности в сфере промышленной безопасности;-сформировать проведение правил проведения оценки безопасности технологического процесса;-обеспечить вывод из эксплуатации оборудования опасных объектов, отработавшего ресурс и имеющего ограниченный запас годности.